Портал StudentSport.ru продолжают серию материалов, в которых знакомит своих читателей с российскими вузами и их преподавателями, которые развивают в своих стенах адаптивный спорт и готовят для него молодых специалистов. Впервые в ней мы выйдем за пределы Москвы и Московской области.

Фото: Паралимпийский комитет России, paralymp.ru

Говоря об адаптивной физической культуре и адаптивном спорте, нельзя обойти стороной первую в России кафедру теории и методики адаптивной физической культуры, которая была создана в Национальной государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (НГУ им. Лесгафта) уже в далеком 1995 году. 

Сейчас работа по обучению будущих специалистов по АФК и тренеров по адаптивному спорту, научная деятельность в этих областях и реализация собственных научных трудов уже давно вышла в петербургском вузе за границы одной кафедры. Сейчас на базе вуза работает отдельное структурное подразделение - Институт адаптивной физической культуры. В состав Института входят: факультет образовательных технологий, а также три кафедры:  кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, кафедра теории и методики адаптивного спорта и кафедра физической реабилитации. Кроме того, на базе института работают три центра: Научно-практический центр адаптивной физической культуры, Научно-методический центр по реализации ВФСК ГТО для инвалидов и Методический центр по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в сфере физической культуры и спорта. 

Одно на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. Лесгафта остается неизменным – ее заведующий – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, а также вице-президент Паралимпийского комитета России, президент Всероссийской федерации спорта ЛИН и руководитель научно-педагогической школы «Методология, теория и методика адаптивной физической культуры» – Сергей Евсеев.

В беседе с корреспондентом StudentSport.ru Сергей Петрович поделился своим видением проблемы недостаточности соревновательной практики для студентов-спортсменов в адаптивном спорте, дал оценку уровню востребованности профессий специалиста АФК и тренера по адаптивному спорту в стране, а также рассказал о приоритетных направлениях в научной деятельности.

Фото: Паралимпийский комитет России, paralymp.ru

– Сергей Петрович, прежде всего, расскажите, какие направления в развитии  адаптивного спорта являлись ранее и являются сейчас приоритетными для НГУ им. Лесгафта и, в частности, вашей кафедры?

– Чтобы точней ответить на этот вопрос, я кратко расскажу вам историю нашей кафедры. С момента образования кафедры в 1995 году она активно развивалась во всех направлениях. Прежде всего, мы занимались обеспечением нормативно-правовой базы для адаптивной физической культуры и адаптивного  спорта. Мы разработали ГОС (государственный образовательный стандарт) по специальности «Физическая культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Позже этот стандарт по специальности был преобразован в ФГОС -направления подготовки кадров с таким же наименованием, включающее в себя бакалавриат и магистратуру. На сегодняшний день мы работаем по третьему поколению этого стандарта. По заданию Минобрнауки России мы уже разработали новый проект стандарта ФГОС-4, объединяющего всю укрупненную группу направлений и специальностей 49 00 00 Физическая культура и спорт, а именно: физическую культуру, спорт, адаптивную физическую культуру, а также рекреацию и спортивно-оздоровительный туризм. 

Наша кафедра принимала участие в разработке стандартов для среднем профессионального образования и большого  количества программ по дополнительному профессиональному образованию – программы курсов повышения квалификации и программы по переподготовке кадров.

 Образовательная составляющая была и остается приоритетным направлением в работе нашей кафедры. Но для того, чтобы наши выпускники в дальнейшем могли трудоустроиться и реализовывать полученные знания, умения и профессиональные компетенции наша кафедра и в частности, ваш покорный слуга, самым активным образом участвуют в разработке профессиональных стандартов, более сокращенное содержание  которых ранее представлялось в единых квалификационных справочниках должностей в различных сферах  профессиональной деятельности. В общей сложности, мы приняли участие в разработке порядка десяти таких профессиональны стандартов. 

Еще одно важнейшее направление в работе кафедры – это, конечно же, научная деятельность. Мы проводим большое количество исследований. К примеру, последняя работа была посвящена формированию мотивации для лиц, занимающихся адаптивным спортом. Как правило, большая часть наших научно-исследовательских работ завершается выпуском каких-либо нормативно-правовых документов на основе полученных новых данных. Например, приказ Минспорта России, утвердивший требования к физической подготовленности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), разработанный нами для данной категории граждан.

Кроме того, есть еще одно направление, «заточенное» непосредственно на адаптивный спорт. Нами были разработаны для наших студентов профессионально-ориентированные виды соревновательной деятельности. Мы помещаем наших спортсменов на определенное время в положение лиц с отклонениями в состоянии здоровья: просим поиграть в волейбол сидя, или в баскетбол в колясках, или пробежать конкретную дистанцию с темной повязкой на глазах, но с помощью спортсмена-лидера, который будет помогать ему ориентироваться в пространстве.  Это дает возможность  будущим тренерам лучше понимать специфику соревновательной деятельности своих подопечных, формировать у них чувство эмпатии.

Фото: Паралимпийский комитет России, paralymp.ru

– На ваш взгляд, насколько сейчас востребована профессия тренера в адаптивном спорте и адаптивной физической культуре?

– Я думаю, сейчас у вузов на этот счет разные позиции и восприятие происходящего. Я скажу про наш университет. 

Если говорить о конкурсе на поступление на наше направление, то, например, на заочное отделение, помимо 30 плановых бюджетных мест, мы зачисляли порядка ста первокурсников на платной основе. Как вы видите конкурс достаточно большой. Стоимость обучения на дневной форме значительно выше, но несмотря на это, как правило, ежегодно у нас набирается помимо бюджетной группы (как правило 25-30 человек) дополнительная группа из примерно 30 студентов, обучающихся на платной основе. 

Конечно, во-многом увеличению интереса к нашей кафедре и, соответственно, к профессии по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, поспособствовали выездные мероприятия в рамках программы повышения квалификации, которую наша кафедра реализовывала на протяжении восьми лет. В рамках нее три-пять преподавателей нашей кафедры выезжали в регионы и организовывали там курсы повышения квалификации для 30-50 специалистов, работающих и планирующих работать в области адаптивной физической культура и адаптивного спорта. Таким образом, мы охватили большое количество регионов по всей России – от Владивостока до Калининграда. 

Но при этом, для увеличения потребности профессий  тренеров-преподавателей по  АФК и адаптивному спорту нам еще предстоит проделать большой объем работы. 

Я часто слышу, что в стране существует нехватка кадров в нашей отрасли. Но лично для меня более важным является другой вопрос: где дипломированным специалистам реализовывать полученные в вузах знания на первых этапах их профессиональной деятельности. До недавнего времени в России работали всего около 70 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, а для здоровых детей – более трех тысяч. К сожалению, сейчас во многих случаях либо нет возможности, либо нет желания открывать для детей-инвалидов, которые хотели бы заниматься спортом, спортивные школы по адаптивному спорту или отделения адаптивного спорта во всех школах, развивающих спорт. Я думаю, прежде всего, это вызвано непониманием ситуации со стороны руководителей и  тех, кто регулирует финансовые потоки в регионах.

О необходимости увеличения количества школ и отделений адаптивного спорта красноречиво говорят цифры: количество инвалидов в регионах сейчас колеблется в районе 8-10% от общего количества жителей, а иногда достигает 12%. Естественно, мы должны добиться равных возможностей для них, в ом числе и в спорте, а это сейчас происходит далеко не всегда.

Фото: Паралимпийский комитет России, paralymp.ru

Конечно, в большинстве случаев эти проблемы упираются в вопросы финансирования. Нередко мы слышим фразу от спортивных функционеров в регионах: «У меня даже на здоровых детей денег не хватает», - что является грубым нарушением принципа равных возможностей. Я понимаю, что всем денег хватать никогда не будет, поэтому нужно осуществлять финансирование, используя пропорции. Все довольно просто и прозрачно: если в регионе число инвалидов (или детей-инвалидов) составляет 10% от общего количества жителей (или детей до 18 лет), то и на развитие адаптивного спорта в этом регионе нужно выделять 10% от общего объема финансирования развития физической культуры и спорта (или от финансирования детско-юношеского спорта). Именно в том случае все категории граждан будут в равных условиях. И если общий объем финансирования увеличится, то это коснется всех категорий граждан, то есть реализуется принцип равных возможностей.

Если резюмировать все, сказанное выше, то  можно сказать, что сейчас нехватки квалифицированных кадров в стране нет – есть острая нехватка рабочих мест для этих кадров. Подумайте сами. За прошедшие годы только наш вуз подготовил и выпустил более 1500 дипломированных специалистов в области АФК. Сейчас трудно представить какой процент квалифицированных кадров и светлых умов мы потеряли по причине нехватки рабочих мест и уровня заработных плат у специалистов в нашей отрасли.

– Насколько тесно у вас лично и вашей кафедры налажен контакт с коллегами из других российских вузов? 

– Начнем с того, что в сентябре мы открыли диссертационный совет по оздоровительной и адаптивной физической культуре, в котором я являюсь председателем. С его появлением наши контакты по науке с коллегами будут еще более активными. Кроме того, ежегодно мы проводим не менее двух общероссийских научных конференций, в рамках которых делимся накопленным опытом.

Еще одним мероприятием, ежегодно объединяющим большое количество специалистов в области АФК и адаптивного спорта, является Универсиада студентов, обучающихся по АФК. Последняя Универсиада прошла в Уфе и собрала представителей 16 вузов страны.

Самое главное, все мы понимаем, что занимаемся благородным делом, в котором нет места конкуренции и соперничеству, а напротив, необходимы поддержка и слаженные совместные действия.

Нужно отметить, что в общей сложности образовательную деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта в стране ведут более 60 вузов. И ограничиваться взаимодействием только лишь с коллегами с профильными физкультурными и спортивными вузами точно не стоит.

Фото: Паралимпийский комитет России, paralymp.ru

– Насколько сейчас в вузах и на профильных кафедрах уделяется внимание развитию профессионального адаптивного спорта?

– Наши вузы традиционно уделяли большее внимание подготовке специалистов по физической реабилитации и специалистов ЛФК. Университеты ориентированы на эту работу десятилетиями. Кроме того, сейчас этот факт стал забываться, но до 1991 года, когда существовало намного больше чисто мужских видов спорта, у студенток в процессе образования возникал дополнительный резерв времени. Парни идут на бокс, хоккей и другие виды спорта, а девушек мы отправляли на ЛФК. Все без исключения студенты получали 90 часов программы по ЛФК, а девушки к этим 90 получали дополнительные 360 часов теории, проходили дополнительную практику в учреждениях здравоохранения и сдавали дополнительный государственный экзамен по данной программе. Сдав экзамен и получив дополнительное удостоверение, наши выпускницы могли работать врачами лечебной физкультуры  в системе здравоохранения, и кстати, работали великолепно. В 1991-м году от подобной практики Минздрав России решил отказаться, и врачами ЛФК могли стать теперь только специалисты, имеющие высшее медицинское образование. При этом внимания к паралимпийскому и сурдлимпийскому движениям в России в те годы практически  не было никакого. Спорт высших достижений для спортсменов-инвалидов до 90-х годов прошлого века и в начале 90-х в нашей стране практически  не существовал. Сейчас, конечно, ситуация сильно изменилась, но при этом, пока адаптивный спорт по-прежнему значительно уступает ЛФК в плане интереса к этим направлениям со стороны наших абитуриентов.

Не стоит забывать, что главным вопросом в части развития адаптивного спорта в стране является развитие спортивной инфраструктуры, которая часто требует наличия специального и дорогостоящего оборудования. Но делать это все равно нужно. Спорт – яркий способ воздействия на сознание широких масс населения, а успехи наших паралимпийцев  всегда дают положительный эффект на изменение стереотипов мышления об инвалидах, которых, к сожалению, в нашей стране еще достаточно много.

– К сожалению, студенческих соревнований по различным дисциплинам в адаптивном спорте в России не так уж много. На ваш взгляд, это  факт является большой проблемой для нашей страны и развития адаптивного спорта в целом?

– Того количества студенческих соревнований по адаптивному спорту, которое сейчас есть в стране, однозначно мало. Но этому факту есть объективные объяснения. Спортсмены в каждой дисциплине группируются по спортивно-функциональным классам, и у вузов просто нет возможности собрать, к примеру, команду в игровом виде спорта, из студентов одного спортивно-функционального класса. На уровне чемпионатов России в отдельных видах спорта мы собираем порядка 20 команд, представляющих целые регионы. Вузы в этом плане имеют более скромный резерв. 

Лично я вижу одну модель, которая позволит увеличить количество студенческих турниров по адаптивному спорту, в какой-то мере не учитывать спортивно-функциональные классы. Пока этого можно добиться только в индивидуальных видах спорта, таких, как плавание, легкая атлетика и т.д. 

Фото: Паралимпийский комитет России, paralymp.ru

Попробую объяснить, как будет работать моя модель, на примере плавания. Возьмем любые Всероссийские соревнования, организуемые Студенческой лигой плавания. Естественно, Лига не наберет даже по одному заплыву из спортсменов каждого спортивно-функциональные класса, но этого и не нужно. Необходимо просто обязать каждый вуз включить в свой состав определенное количество спортсменов-инвалидов любого функционального класса. К этим спортсменам мы будем применять процедуру, которая позволит не нарушать фундаментальные принципы спорта. Как правило, на крупнейших турнирах спортсмены соревнуются между собой внутри своих классов. Внутри студенческих соревнований мы можем собрать, к примеру, четырех спортсменов разных классов, которые будут соревноваться не друг с другом, а со своими, например рекордными (или представленными в Единой всероссийской спортивной классификации – ЕВСК) показателями для своего спортивно-функционального класса. Речь идет о рекордах мира или нормативах мастера спорта России по конкретному спортивно-функциональному классу. Это даст больше возможностей спортсменам с нарушениями здоровья различных спортивно-функциональных классов соревноваться друг с другом с использованием не абсолютных, а относительных показателей, учитывающих их оставшиеся возможности. Как только люди с инвалидностью начнут участвовать в студенческих соревнованиях  и представлять свой вуз на турнирах национального масштаба, уровень интереса к ним и их поддержки со стороны руководства вуза сильно изменятся. На мой взгляд, заинтересованность студенческих спортивных лиг в вопросе участия спортсменов с нарушением здоровья в их соревнованиях, играет ключевую роль в этом вопросе. Мы готовы помочь им в разработке соответствующего положения о соревнованиях.

– Были ли за последние годы научные работы или проекты, разработанными вашими коллегами по кафедре или выпускниками НГУ им. Лесгафта, которые на ваш взгляд могут коренным образом повлиять на развитие адаптивного порта в стране?

– Не буду называть конкретные работы или проекты, так как по наиболее перспективным направлениям за последние годы в вузе были написаны не одна и не две сильные работы. Одно из этих направлений – ГТО для инвалидов. На эту тему у нас написано очень много сильных диссертаций, которые позволили разработать классификацию и, по сути, запустить процесс участия людей с нарушениями здоровья во ВФСК ГТО. Можно называть еще порядка десяти различных тем и направления АФК и адаптивного спорта, которым наши коллеги и студенты уделяют пристальное внимание: это массовая физическая культура, нормативно-правовое обеспечение, соревновательная практика для спортсменов с различными нозологиями и т.д. 

Для нас наука – обязательный атрибут образовательной деятельности, и для нас важны те направления в науке, которые обязательно имеют практический выход. Мы всегда говорим и доказываем, что наука всегда должна быть неразрывно связана с практикой. В подобных случаях я привожу цитату великого физика Нильса Бора, который говорил, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. 

Фото: Паралимпийский комитет России, paralymp.ru

– Наверняка в нашей стране сейчас есть большое количество молодых и энергичных людей школьного возраста, которым работа в области адаптивной физической культуре и спорте близка по духу, но они сомневаются в том, смогут ли реализовать  себя в этой сфере. Что бы вы могли посоветовать таким людям? Другими словами, каким набором качеств должен обладать специалист АФК или тренер в адаптивном спорте?

– Конечно, есть определенные качества, которые могут считаться ключевыми для таких специалистов. Это милосердие, доброжелательность, желание помочь ближнему и другие. И мы стараемся развить в наших студентах эти качества. Именно поэтому мы активно привлекаем студентов, начиная с первого курса, к волонтерской деятельности, чтобы они попробовали оказать помощь инвалидам, детям-инвалидам при проведении соревнований, в тренировочных мероприятиях, при решении проблем с транспортом и других проблем. В это время первокурсники оценивают свою будущую работу через призму первых полученных эмоций в процессе волонтерской деятельности. Если эта работа не вызывает у него положительных эмоций, мы ему советуем как можно раньше переводиться на другое направление или специальность и пробовать себя в иных сферах человеческой деятельности. Такие случаи у нас бывали, но их процент не очень велик. В основном, к нам идут люди, уже мотивированные на свою профессию. Если спортсмены часто ориентированы на достижение конкретных результатов, например, на выполнение спортивного звания мастер спорта, то мотивы наших студентов – изо дня в день приносить людям пользу своей работой.