Портал StudentSport.ru в своей еженедельной рубрике продолжает ближе знакомить вас с наиболее яркими, успешными и неординарными тренерами в российском студенческом спорте. На этот раз его героем стал наставник мужской гандбольной команды Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» (РУС «ГЦОЛИФК») Николай Чигарев.

Фото: "Спорт день за днем", sportsdaily.ru

Гандболу Николай Николаевич посвятил 55 лет своей жизни и в выбранном виде спорта достиг немалых высот. Как игрок он пять раз становился вице-чемпионом СССР и завоевывал Кубок обладателей кубков, в итоге получив звание «Мастер спорта международного класса». 

По завершению спортивной карьеры Николай Чигарев попробовал себя в роли тренера и со временем стал одним из лучших специалистов в отечественном гандболе. В разные годы нынешний наставник РУС «ГЦОЛИФК» возглавлял юниорскую и национальную сборные России, а на клубном уровне неоднократно выводил различные клубы в элиты российского гандбола. 

О специфике работы гандбольного тренера, иллюзии прогресса современного гандбола, работе с молодыми игроками и проблемах студенческого гандбола в стране Николай Чигарев рассказал в интервью порталу StudentSport.ru.

– Николай Николаевич, в чем главная специфика тренерской работы?

– Работа тренера предполагает постоянное напряжение. Не важно, наставником какой команды ты являешься, от тебя всегда ждут и требуют спортивных результатов, и чем быстрей, тем лучше. 

Кроме того, ты должен постоянно искать способы развиваться как специалист. Я в гандболе 55 лет, но не перестаю искать пути и возможности для того, как в кратчайшие сроки поднять уровень мастерства у своих подопечных.

– Не скучаете по тренерской работе на профессиональном уровне?

– Безусловно, я фанатично предан своей работе и тому виду спорта, который для себя выбрал. Специалисты из моего поколения не привыкли работать и думать по-другому. Мне нравится то, чем я занимаюсь сейчас. В любом случае, я продолжаю следить за своими подопечными, выступающими на разных уровнях. Их успехи и достижения лучше любых слов свидетельствуют о том, что ты не зря работаешь и вкладываешь душу в свою профессию.

Фото: championat.com

– На ваш взгляд, в чем видимое отличие советского гандбола от российского?

– Раньше клубы рассчитывали в большей степени на собственных воспитанников и переходы из клуба в клуб были очень редкими, не говоря уже о легионерах. Сейчас же мы видим, как гранды российского гандбола забирают лучших игроков других клубов, тем самым искусственно ослабляя своих конкурентов. На мой взгляд, это не та система, по которой нужно развивать отечественный гандбол. Зачастую игроки при переходе в другой клуб не всегда попадают в основной состав, перестают расти как гандболисты и теряют мастерство и психологическую уверенность. В советское время в каждой команде элитного дивизиона было по два-три одаренных гандболиста, на которых приходили болельщики. Уровень конкуренции в мужском чемпионате сейчас очень сильно ослаб, отсюда и результаты национальной сборной.

Мы должны понимать, что уход ведущих игроков из клуба не может безболезненно сказаться на самом клубе и его результатах. Чтобы «с нуля» воспитать игрока уровня Суперлиги, мужской или женской – не важно, нужно примерно пять-шесть лет, при двух-трехразовых тренировках в день. И здесь нужно учитывать, что и через этот достаточно продолжительный цикл по разным причинам проходят далеко не все.

– Бывали ли в вашей практике случаи, когда молодые гандболисты выходили на высокий уровень гораздо быстрее, чем через 5-6 лет?

– Как правило, это происходит с крайними игроками – они более подвижные, быстрее развиваются. За примерами далеко ходить не надо. В советское время большое количество крайних игроков попадали в составы своих клубов и даже сборной страны в 18-19 лет. В первую очередь, для такого прогресса у гандболиста должны быть отличные врожденные данные: скорость, пластичность, техника и другие. В целом, в мировом гандболе единицы игроков без слабых мест. Что тогда говорить о детско-юношеском гандболе. Наша задача, как тренеров, выявит слабые места у подопечных, устранить их и довести до совершенства их сильные качества. Как раз на это и нужно время.

– Может ли стать успешным гандбольным тренером специалист, не имевший игрового опыта на высоком уровне?

– Почему нет? Если человек обладает хорошим логическим мышлением, хорошим анализом, способен обучаться на примерах других и отлично знает теорию, он может быть успешным в любом виде спорта. Было бы желание. Яркий пример – великий советский тренер Игорь Турчин. Он играл на уровне ДЮСШ, не выше, а как тренер стал 20-кратным чемпионом СССР и 13-кратным обладателем Кубка европейских чемпионов. Одно из главных и отличительных качеств хорошего тренера в том, что он способен видеть и правильно оценивать возможности своих подопечных.

Фото: Сергей Мамонтов / РИА "Новости", rsport.ria.ru

– Часто ли ваши бывшие подопечные, которые в последствие сами стали тренерами, обращаются к вам за советом?

– Да, бывает. Никогда никому не отказываю, стараюсь дать по максимуму все, чему сам научился – и в теории и на практике. Но конечно, каждый наставник должен идти по собственному пути. В России и мире много наставников со своим видением гандбола, я не буду говорить, правильным или нет. Итоговый результат, так или иначе, зависит от самого специалиста, и только он за этот результат ответственен.

– На ваш взгляд, насколько сильно современный гандбол трансформировался и шагнул вперед в сравнении с прошлым веком?

– Конечно, в отдельных аспектах гандбол серьезно шагнул вперед. Уровень российского гандбола сейчас сложно оценить, так как ведущие игроки сейчас выступаю за рубежом, а национальные сборные не имеют игровой практики на высоком уровне. Что касается мужского гандбола, можно смело говорить, что сейчас мы серьезно проигрываем скандинавским странам, да и многим другим европейским сборным. Но как и раньше, многое сейчас по-прежнему зависит от уровня исполнителей в команде. 

Думаю, выросло только индивидуальное мастерство. Нельзя сказать, что сейчас интенсивность, темп и скорость игры в современном гандболе серьезно превосходит то, что мы видели во второй половине ХХ века. Думаю, суждение о том, что то гандбол не идет ни в какое сравнение с тем, что есть сейчас, – это  всего лишь иллюзия. У болельщиков может сложиться такое мнение, но оно скорее обманчиво и это объяснимо. Возьмем Олимпиаду 1976 года в Монреале: трансляция велась с двух камер, поэтому у зрителей, которые пересматривают матчи с того турнира сейчас, может сложиться ощущение, что игроки передвигаются по площадке медленно. Сейчас болельщикам дают такую картинку с яркими повторами и динамикой, которая выставляет современный гандбол только в лучшем свете. Я уверен, что лидеры советского гандбола 70-90-х годов прошлого века точно не затерялись бы сейчас на любом уровне, а скорее всего, и также были бы звездами мирового гандбола.

Но еще в 1973 году на тот момент наставник мужской сборной СССР Анатолий Николаевич Евтушенко предугадал тенденции развития мирового гандбола. Уже тогда он добился введения в единое положение о чемпионате Советского Союза пункта о высокорослых игроках – о том, что в каждой команде должен быть минимум один полевой игрок с ростом не менее 195 см и один вратарь 190 см,  один должны проводить на площадке не менее 15 минут за матч. В первый год это было посмешище, но уже через год все высокие гандболисты заиграли на высоком уровне. Также Анатолий Николаевич добился введения правила 45 секунд на атаку. С появлением этого правила интенсивность игры возросла. Все эти нововведения принесли свои плоды уже в 1976 году, когда мужская сборная СССР завоевала золото Олимпийских игр в Монреале.

– За свою профессиональную карьеру вы поработали как с мужскими, так и с женскими командами? Была ли большая разница?

– С точки зрения дисциплины с женщинами работать проще. В мужском гандболе игроки чаще нарушают дисциплину, приходят на тренировки не в оптимальных кондициях, и требуется время на их восстановление. У женщин в этом плане куда более ответственный подход к делу. Женщины более выносливые, более дисциплинированные,  если они поверили тебе и поверили в тебя, как в тренера, они могут перевернуть горы.

Я никогда не использовал разный подход в работе с женскими и мужскими командами – у меня были единые требования ко всем. Гандбол – это работа для игроков, и каждый должен выполнять свою работу вне зависимости от пола, возраста или чего-то другого. 

Фото: Федерация гандбола России, rushandball.ru

– Сейчас на ведущих ролях в студенческом гандболе страны вузы из гандбольных регионов, в большинстве  своем имеющих клубы уровня Суперлиги. Что делать с развитием вида спорта на студенческом уровне с теми регионами, которые не имеют гандбольных традиций? Есть ли у них вообще перспективы?

– Конечно, ничего не происходит на пустом месте. При грамотно выстроенной структуре и системе подготовки в регионе можно развить любой вид спорта. Если в том или ином регионе эффективно работают школы олимпийского резерва, рано или поздно большинство их воспитанников становятся студентами местных вузов. Дальше уже становится вопрос интереса к развитию гандбола в вузе со стороны руководства самого вуза. Не менее важен и человеческий фактор. Если в регионе находится по-настоящему фанат гандбола с большим желанием развивать наш вид спорта, имеющий опыт, авторитет и правильное видение, рано или поздно он найдет единомышленников на разных уровнях.

– Чем можно возместить нехватку игровой практики для студенческих гандбольных команд?

– Ничем. Конечно, мы стараемся проводить товарищеские игры с командами других вузов, но это совсем не то. Уровень мотивации в таких матчах, естественно, не тот, который должен быть у молодых гандболистов. Чтобы добиваться серьезных результатов на студенческом уровне и, может быть, выходить на новый уровень, игровая практика на официальных стартах просто необходима.

– Как считаете, есть ли у молодых тренеров в студенческом гандболе перспектива дорасти до уровня наставника команды российской Суперлиги?

– Почему нет? Если у наставника команда на протяжении трех-четырех лет стабильно показывает высокий результат, он обращает на себя внимание. Тем более, если наставник работает с командой, как вы ранее выразились, не из гандбольного региона.

Конечно, вряд ли можно рассматривать вариант, когда специалист из студенческой команды сразу будет приглашен на пост главного тренера клуба Суперлиги. Наставник должен набраться опыта, поработав в профессиональном гандболе в роли второго тренера, первого тренера. Все и сразу никогда не происходит, тренерский путь требует больших усилий и серьезной работы над собой.

Фото: Федерация гандбола России, rushandball.ru

– Вы можете назвать себя жестким и требовательным тренером по отношению к своим подопечным?

– Думаю, все советские тренеры моего поколения были и остаются достаточно жесткими наставниками. Наверное, наши тренеры в какой-то степени передали нам свои сильные качества. Я стараюсь быть в первую очередь справедливым по отношению к своим игрокам. Моя задача – воспитать в подопечном хорошего игрока, помочь ему выйти на новый уровень. Чтобы этого добиться, он должен выполнять мои требования. В команде у тренера ни один и ни два подопечных. В каждой команде зачастую, а на практике – практически всегда, находятся пару «паршивых овец», которые сами не хотят тренироваться и прогрессировать и со временем начинают тянуть какую-то часть партнеров назад. В такие моменты необходимо включать другой уровень жесткости, чтобы остановить этот процесс. 

– Вспомните, что в современном гандболе в последний раз вызывало у вас удивление? 

– Меня удивляет скандинавская школа и тот прогресс, которого она смогла добиться. На мой взгляд, сейчас скандинавские сборные – это «законодатели мод» и первооткрыватели в современном гандболе, что касается внедрения новых технических элементов или усовершенствования уже использовавшихся.