– Выбор позиции на площадке для игрока происходит еще в детской возрасте. Но я бы не рекомендовал в столь раннем возрасте развивать игроков на конкретных позициях, так как ростовые и физические данные детей в 10-11 лет или раньше не позволяют определить или спрогнозировать его конечные рост и физические данные во взрослом или юношеском  баскетболе. К примеру, если мы начинаем наигрывать на позицию центрового ребенка, который значительно опережает своих ровесников в юном возрасте, мы можем столкнуться с проблемой, что в старшем возрасте он окажется с ростом, к примеру, 185 см и навыками игры только на позиции центрового.

Распределять игроков по амплуа я бы рекомендовал не раньше наступления их 13-14-летнего возраста. Конечно, в отдельных случаях физические данные могут кардинально меняться и после этого возраста, и даже после 18 лет, но все же на ранних этапах я бы рекомендовал развивать в игроках универсализм и их умения при необходимости сыграть на любой позиции. 

Уже после 13-14 лет, когда игроков начинают «привязывать» к конкретным амплуа, на выбор позиции для них также влияют их интеллектуальные способности. К примеру, разыгрывающий больше характеризуется, как конструктор команды, который должен обладать высоким интеллектом, понимать, как стоится игра, какой игровой темп оптимален для его команды в разные отрезки матча и быть проводником тренерских идей на площадке. К слову, центрового также можно назвать разыгрывающим, но он в отличие от первого номера разыгрывает изнутри, а не на периметре. И если в команде одновременно на площадке находятся первый и пятый номера, обладающие высоким игровым интеллектом, с позиционной атакой у нее проблем никогда не будет. Форварды более универсальны, но при этом у людей на этих позициях может быть хорошо развит только один игровой аспект. Также в командах нередко можно встретить так называемых «ролевиков», которые вне зависимости от их позиции на площадке выполняют непосредственно ту роль, которую отвел им тренер: только защищаться и принимать минимальное участие в нападении, собирать подборы и т.д.

Лично я стараюсь так выстроить тренировочный процесс, чтобы даже самые маленькие игроки в команде получали навыки больших и применяли их на практике: первую очередь это касается построения заслона. Мы привыкли видеть, когда большой игрок ставит своему маленькому заслон. Я стараюсь делать так, чтобы в команде и маленький при необходимости ставил заслон большому. Это очень важно, потому как первые и вторые номера, поиграв на позиции большого пусть даже и в микроэпизоде, начинают понимать некоторые принципы этой игры, что в итоге может благоприятно сказаться на командных взаимодействиях. Баскетбол сейчас перестраивается, и в современных игровых моделях подобные ситуация уже не редки.

Конечно, для достижения результата и выстраивания игровой модели тренерам приходится привязывать юных игроков к конкретным позициям, но я все равно рекомендовал бы можно дольше продолжать развивать игроков, как универсалов, и пытаться давать им максимальный набор навыков. Важно, чтобы любой игрок в детско-юношеской школе старался усвоить как можно больше разнообразных баскетбольных аспектов.

К достижению возраста 17-18 лет 90% баскетболистов уже определяются для себя с позицией на площадке. По сути, этот период совпадает для многих с переходом в студенческий баскетбол, который в этом плане тоже имеет свои особенности. К примеру, в студенческом баскетбол, в особенности в женском, нет супервысокорослых игроков. Поэтому многие тренеры вынуждены заигрывать и  перестраивать на игру четвертым пятым номерами баскетболистов с периметра, но только если они обладают определенными ростовыми и физическими данными. Конечно, в студенческом баскетболе на трансформации такого типа уходит большое количество времени. Но на перестраивание больших на игру на периметре, как правило, занимает еще больше времени. Если игрок обладает хорошими интеллектуальными способностями, хорошими ростовыми и физическими данными и его все детство наигрывали на разных позициях, он будет наиболее востребован в любых командах.