– Прежде всего, стоит развеять миф и отметить, что далеко не всегда хороший тренер по спортивной борьбе – это титулованный и успешный борец в прошлом. Мировая и отечественная борьба знают немало примеров, когда по несколько олимпийских чемпионов воспитал специалист, в свое время сам на ковре мало чего добившийся. Есть и обратные примеры великих борцов, которые понимают наш вид спорта от и до, но им сложно доносить свои знания до другого человека. Поэтому тренеры в спортивной борьбе – это особая каста, обладающая своим менталитетом и своим подходом к делу.

Фото: Наталия Сычева / StudentSport.ru

Тренерскую карьеру можно сравнить с долгосрочным бизнесом. От набора своей первой команды до воспитания чемпионов мира и олимпийских чемпионов специалист должен проделать большой путь и вложить в свою профессию немалые «инвестиции» в виде собственного времени, сил и нервов. К тому же, так как борьба – индивидуальный вид спорта, в котором подавляющее большинство атлетов – сильные личности, хороший тренер с первых дней своей работы с подопечными должен найти подход к каждому, в зависимости от их особенностей характера.

Одна из главнейших задач детского тренера по борьбе – заинтересовать совсем юных спортсменов в занятиях борьбой, прогрессе, и привить им дисциплину. При работе с юношами появляется другая задача – удержать перспективных борцов в спорте. Здесь тренеру даже больше нужно работать с родителями своих подопечных и доносить важность продолжения карьеры через них. Во взрослом возрасте спортсмена чрезмерная забота и излишнее внимание со стороны тренера могут только навредить подопечному. Таким образом, главный принцип работы со взрослыми спортсменами – не мешать, а только вести его к цели, по пути давая ему важные советы и указывать ему на допущенные ошибки.

В целом, специфика нашего вида спорта состоит в том, что если у тренера из 30 юношей хотя бы несколько останутся в спорте и достигнут чего-то во взрослой борьбе, это уже можно считать хорошим результатом его работы.

Для достижения результата тренер и спортсмен должны достигнуть взаимопонимания и полностью доверять друг другу. Тренер должен понимать, что нужно спортсмену, а спортсмен должен доверять наставнику во всем и не сомневаться в его решениях. 

Должны ли переноситься взаимоотношения между тренером и спортсменом на повседневную жизнь вне тренировочного зала и ковра? Я считаю, что это обязательно. Конечно, тренер не должен вмешиваться в личную жизнь своего подопечного.  Но в любом случае, не бывает так, что в зале вы – единое целое, а выходя из него становитесь чужими друг другу. Если между спортсменом и тренером есть связь, которая ведет их к намеченной цели, то эта связь неразрывна всегда. К тому же, с учетом того, сколько времени спортсмены, начиная с самого детства, проводят со своим наставником – на тренировках, в поездках на соревнования и т.д. – тренер, по сути, является для них вторым отцом.

Как и во многих профессиях, тренерам никак не обойтись без определенной доли везения. Есть большое количество специалистов высочайшего уровня, чьи подопечные в силу разных обстоятельств так и не смогли достигнуть серьезных высот. И конечно, хороший наставник должен обладать пониманием нашего вида спорта. Плюс, очень важно, чтобы у тренера, как и у спортсмена, горели глаза от того, что он делает. Важно, чтобы тренер любил свою работу и свою профессию, отдавался ей полностью и ставил перед собой только большие цели.