Ещё 5 лет назад в России не было студенческой лиги по футболу. Сегодня же есть два университетских дивизиона, регулярный чемпионат и прямые трансляции. Пять лет назад в кабинете РФС Андрею Стукалову предложили возглавить НСФЛ. Согласившись, он вписал в эту лигу всего себя — свои принципы и мечты.

Награждение во втором сезоне НСФЛ.jpg

На распределении в военной части Стукалову не повезло: попал в Читу  город, где не заживают раны, из-за дефицита витаминов выпадают зубы, а температура зимой 50°. Суровый край, где сказочно красивая природа таит в себе массу опасностей. Марш-броски в лесах солдаты по сопкам бегали с автоматами. «Надо было держать ухо востро, чтобы не провалиться в какую-нибудь берлогу. Потеряешься  в течение суток тебя никто не найдёт. А за сутки ты замерзнешь», — вспоминает Стукалов. Человеческая жизнь висела на волоске, но людей было видно изнутри. 

Служил он бок о бок с чеченцами, дагестанцами, азербайджанцами. «В армии каждый хочет заставить другого выполнять свою работу. Слабые делают, сильные не делают». Свои позиции отстаивал боями каждый день.  

Когда вернулся из армии, не узнал родной Кишинёв. Да и Кишинёв его тоже. Наступили 90-е годы. Стукалов восстанавливался в институте. Однако нашёл себя в другой сфере  в бизнесе. Создал сеть магазинов здорового питания «Лавка жизни», которую нужно было продвигать. Реклама в газетах  дорого. Шагнул дальше и выпустил свое издание «Информ-пресс» при поддержке местной политической партии «Рындуникэ»: половина для предвыборной кампании, половина для рекламы. Бизнес пошёл в гору, пока однажды утром не объявили о начале вооруженного конфликта в Приднестровье.

«Русским было сложно в Кишинёве. Живешь-живешь, а однажды утром просыпаешься — и все в республике обязаны говорить на молдавском языке! Вместо кириллицы ввели латиницу, а учиться было уже поздно»,  вспоминает Стукалов. Ситуация в республике была накалённая, пока российский генерал ВДВ Лебедь не выступил в прямом эфире: «Завтра я буду завтракать в Тирасполе. А если упадет хоть одна пуля в Приднестровье, обедать я буду в Кишинёве, а ужинать в Бухаресте». Из Молдавии пришлось уехать. К тому моменту он уже женился и растил сына  семья перебралась в Киев. «Лавка жизни» также сменила прописку на украинскую, схема с газетой позволяла делать хорошую рекламу. Все бы хорошо, но скоро грянула оранжевая революция, и семья переехала в Москву, где бизнесом решил не заниматься. «Мне в этом плане политически не везет»,  смеется он. 

Его будущее определила детская страсть. В начальной школе юный Стукалов познакомился с футболом. Случилось это во дворе — знакомство стало роковым. Он жил напротив базы «Нистру», где и начал играть в футбол. За два года страшно полюбил его. Как оказалось потом, на всю жизнь. Всегда пропадал на поле и абсолютно забросил учебу. Родители испугались и по вечерам стали запирать Андрея дома. Жили они на 14 этаже — сбежать парень не мог. Расставание с футболом получилось жестоким.  

Преодолевать трудности научился с детства. Однажды друзья позвали на озеро купаться. Говорили, что мелко, а Стукалов чуть не утонул. Когда пришел домой, дал себе слово научиться плавать во что бы то ни стало. Попросив у родителей три рубля на абонемент в бассейн, получил разрешение: «Это же не футбол — пусть плавает!». В новое увлечение Стукалов погрузился с головой. Результаты пришли быстро  через два года оказался в сборной по водному поло. Обладая хорошей реакцией, стал вратарем, попал в молодежную сборную Молдавии. Парни каждый год росли, а Стукалов так и оставался низким. Однако в сборной остался благодаря своей страсти  футболу.  

После бассейна пропадал во дворе  гонял мяч с друзьями. Королем двора был Игорь, который занимался в «Нистру» и подавал большие надежды. Юный гений с радостью шлифовал на ровесниках технику, а парни с удовольствием у него учились. На водном поло команда тоже играла в футбол. И уже Андрей после дворовых заруб отрывался на своих партнерах. В национальную сборную его только поэтому и вызывали. На сборах ватерполисты устраивали турниры между собой: Стукалов в одиночку обыгрывал соперников и психологически подавлял другие команды. Через два года он закончил с водой и поступил в Кишиневский политехнический университет. А Игорек в 17 лет ярко дебютировал во взрослой команде и в 1990 году заключил 4-летний контракт с итальянским клубом «Дженоа». Его фамилия  Добровольский. Сейчас его знают как знаменитого футболиста СССР. 

Стукалов.jpg

На первой паре физической культуры преподаватель поделил группу на две команды. Играли в футбол на половину поля. Стукалов разводил. Подошел к центру, увидел зевающего вратаря и протянул руку парню: 

— Андрей. 
— Ваня. 
— Вань, а ну катни. 

Ваня катнул — Стукалов забил. Первым касанием. С центра. Подошел тренер, ткнул в Андрея пальцем и сказал: «Ты будешь играть в сборной университета».  

Через год  армия. Потом дембель и бизнес. Следом Кишинев  Киев  Москва. В столице России запустил журнал «Футбольный городок» и скоро оказался в пресс-службе Московской Федерации футбола. «На этих журналах воспитывались дети: Мамаев, Кокорин, Гатагов. Уже тогда мы зажигали звезд московского футбола»,  говорит Стукалов. Когда его назначили секретарем комитета по этике, Сергей Фурсенко предложил ему возглавить НСФЛ.  

Это совершенно другой футбол. Я не мог понять, как формируются сборные 11 на 11 в университетах, где совершенно нет условий для большого футбола. Команд просто не было  их надо было создавать. 

Первым проектом Стукалова стал Орловский университет. Была создана команда «Госуниверситет-Русичи», которая ждала запуска лиги. Парни начали играть в КФК (любительская лига) и в первом матче вышли на поле против тульского «Арсенала», где играли легенды советского футбола: Титов, Евсеев и Ковтун, а тренировал Аленичев. Новый президент НСФЛ захотел запечатлеть этот момент и организовал трансляцию на sportbox.ru. Матч закончился нулевой ничьей, «Госуниверситет» выстоял. 

После матча Егор Титов посетовал на нереализацию моментов: «Кураж поймал 18-летний парень из Орла, который справился даже с пенальти. Надеюсь, его ждет большое футбольное будущее и какой-нибудь серьезный клуб его все-таки купит». Титов говорил про Александра Селихова. Молодой вратарь после этой трансляции перешел в «Амкар», а в 2016 году его купил московский «Спартак». 

Стукалов и коллеги.jpg

Однажды Стукалова осенило. В три часа ночи встал с кровати и начал чертить на бумаге формат первого сезона НСФЛ. Проводить недорогие мини-турниры, которые выгодны университетам. «Ну а зачем Томску ехать в Калининград, когда они могут сыграть в Москве?» — объясняет Стукалов. Он сел в машину и поехал по стране, чтобы уговорить ректоров принять участие в первом сезоне. Самый тяжелый разговор был с Михаилом Астаповым из КубГУ: «Он человек практичный и скептически относился к идее лиги. А его сильная команда для прогресса НСФЛ была крайне важна. На первый сезон согласился, а дальше — непонятно».  

Спасла феерическая концовка. После 14 игр у КубГУ и СГУ было равное количество всех показателей. Уникальная ситуация, фактически Суперфинал в Краснодаре. Праздник, полный стадион, шикарный матч и сложнейшая победа КубГУ. Когда краснодарцы подняли над головой кубок, к Стукалову подошел Астапов: «Признаюсь честно, я не верил. Но вы доказали. Мы остаемся». 

Стукаловы.jpg

Андрей Стукалов хорошо помнит два озера. Первое, в котором чуть не утонул в детстве, и второе — в Одесской области, куда он приехал после морозной Читы. На улице жара, а ему холодно в джинсовом костюме. Напротив смеются девушки в летних платьях. Среди них были его сестра и будущая жена, в которую он влюбился с первого взгляда. Так и получилось, что всю его жизнь меняли либо спорт, либо политические потрясения, либо... озера.

Егор МУХАНОВ   
Фото Елизаветы ЧЕРНЕЦКОЙ, Алины САВИНОЙ,
из личного архива Андрея СТУКАЛОВА