Год назад выступление в студенческом баскетболе завершил Оганес Мартиросян — чемпион АСБ-2015 в составе столичного МГУ. В беседе с журналистами studentsport.ru один из самых медийных игроков АСБ вспомнил историю успеха и поделился взглядами на российский баскетбол.
Фото: Татьяна СМИРНОВА
— С трудом поймал тебя на интервью. Со временем, так понимаю, сейчас вообще беда?
— Его тяжело подобрать. Моя девушка (Вероника Дорошева, чемпионка Евролиги-2017 — прим. studentsport.ru) уехала играть в Новосибирск. Сейчас обустраиваю дом, делаю ремонт. Плюс у меня работа в НИИ химических исследований.
— Как тебя туда занесло?
— После школы я сразу пошёл на работу. Сначала собирал холодильники, после — стал работать в НИИ. Я учу людей работать на станках. Показываю новейшие технологии по обработке металла. Вообще, жизнь — непредсказуемая штука. Сегодня ты играешь в баскетбол, завтра собираешь холодильники, а послезавтра уже работаешь в НИИ химических исследований.
— С баскетболом сейчас как-то связан?
— Сейчас часто посещаю СДЮШОР в родном Фрязино. Недавно проводил семинар с учениками. Рассказывал им, как успеть везде: сдать ЕГЭ и не обломаться со спортом. Помогаю с амуницией. Приношу детям форму, чтобы они могли нормально поиграть 5 на 5.
— Стирать её потом тоже приходится тебе?
— Нет (смеётся). Слава богу, этим занимается спортшкола.
Фото из личного архива Оганеса МАРТИРОСЯНА
— Недавно ты со сборной АСБ стал вторым на турнире по стритболу «Adidas 4x4». Какие впечатления?
— Самые крутые. Про турнир рассказал исполнительный директор АСБ Сергей Крюков. Я стал капитаном команды АСБ. Было сложно собрать народ, но в итоге все остались довольны. Поиграли с профессионалами из Суперлиги. Мы были тёмной лошадкой, у нас был всего один профессионал — Стас Крайнов. Но мы отожгли и сумели взять серебро!
— К турниру долго готовились?
— Нет. Каждый готовился индивидуально. Мы ни разу не собрались вместе. Наверное, это круто. У каждого было желание доказать всё самому себе.
— Одним из капитанов команд на турнире был Андрей Кириленко. Он играл против вас?
— Нет, он вышел просто поздороваться. Для популяризации и это неплохо. Зато играл Николай Падиус — чемпион Европы-2007. Он реально бесился, что его обыгрывают какие-то сопляки-студенты.
Фото из личного архива Оганеса МАРТИРОСЯНА
— Приятно снова выйти с ребятами, с которыми когда-то играл в АСБ? Крайновым, Дородновым…
— Это просто кайф! Это самые надёжные люди, которые никогда не заноют. Не было ни единой секунды, чтобы я усомнился в том, что я взял их. Кстати, когда у студенческой сборной России была подготовка к Универсиаде, наши ребята предложили поехать к ним и провести спарринг.
— Почему не поехали?
— Ну, мы бы задали им жару. Просто не стали ломать психику ребят (улыбается).
— Им и так пришлось несладко в этом году на Универсиаде…
— Ребята старались, играли на характере. Хочется им отдать должное. Но им тяжело: не хватает опыта. Понюхавшего пороха.
— В этом году туда впервые поехала сборная АСБ. Проект оказался неудачным?
— По факту, сейчас в сборной действующих игроков АСБ немного. В основном, это те, кто когда-либо играл там. Моё мнение: это не идёт на развитие АСБ. Надо брать людей, кто на данный момент играет в студенческой лиге. И пусть ребята проигрывают Израилю 50 очков, а Украине — 70. Зато это будет опыт для них. Они потом вступят в новый сезон АСБ заряженные, нацеленные на результат. У них будет желание впахивать каждый день, чтобы попасть на Универсиаду. Только за счёт такой мотивации можно поднять российский баскетбол.
Фото: Татьяна СМИРНОВА
— Вернёмся к тебе. Слышал, что твой отец был боксёром.
— Да, папа — чемпион СССР. Его голова была меньше его афрошевелюры. Он весил 48 кг, но «убивал» людей только так. Видел его пару боёв. Просто убийца!
— Он привил тебе любовь к спорту?
— Именно. Уничтожал меня в детстве (улыбается). Брал с собой на пробежку каждый день в 5:50 утра. Бегали по стадиону, потом пресс, отжимания, приседания. Я считал, что это круто. Отец не просто говорил: «Иди отжимайся». Он влюблял меня в спорт. За счёт этого я достигал высот.
— Когда понял, что баскетбол — это твоё?
— После того, как мы с отцом шли на игру во Фрязино. Он сказал, что баскетбол меня никогда не прокормит. Это задело меня. Из принципа захотел продолжить играть и добиться чего-то в этом деле.— Когда пришёл в МАТИ, быстро освоился?
— Ребята меня знали по играм на область и приняли как своего. Хотя статистика в первом сезоне АСБ не впечатляла. Забивал по 5 очков. В какой-то момент стало обидно: по юношам ведь сильным игроком был! Тогда стал больше тренироваться. Благо, в том возрасте это можно было делать. Так и прибавил.
— Как тогда относился к АСБ?
— На тот момент всё только развивалось, было ново. Представляешь: мне 17 лет, а я выхожу против 30-летнего мужика! Это был настоящий вызов. Конечно, не мог представить, что АСБ так прибавит. О Матче всех звёзд не мог и подумать тогда. О возможности участия в Универсиаде — подавно.
Фото: Татьяна СМИРНОВА
— Почему пошёл в аспирантуру МГУ?
— Я бы тогда выбрал МГАФК, потому что мой друг Стас Крайнов играл там. Но обстоятельства сложились по-другому. Поступил в МГУ. Первый год из-за плотного графика не мог ходить на тренировки. На играх не вникал в командную расстановку. Вывозил за счёт индивидуального мастерства. Потом отбросил в сторону свои амбиции и стал играть на команду. Задевало, что раньше забивал по 20-30 очков, а теперь по 5-7. Но так надо было. Я хотел стать чемпионом АСБ.
— Какие были первые эмоции после победы в АСБ?
— Опустил голову и подумал: «Наконец-то!» Потом ко мне подошёл Крайнов, порадовался за меня: «Ну хоть один плюс есть в вашей победе!» Это было памятно.
— В свой последний год АСБ хотелось повторить победный результат?
— Безумно! Очень хотел доказать, что я ещё тот. Но травма ахилла поставила крест на этом. Выбыл из строя на 9 месяцев.
Фото из личного архива Оганеса МАРТИРОСЯНА
— Ты поступал в МГУ на психологический факультет. Любишь изучать людей?
— Мне это интересно. Я написал диссертацию на тему «Психологическое воздействие на поведение людей в экстремальных ситуациях». В ней провёл тест. На человека, который бросал штрафной бросок, надевались наушники. В момент, когда он готовился выполнить бросок, включался громкий гул. И он начинал теряться. Он понимал, что на нём наушники, но когда точно будет звук, не знал. Хоть ты морально и готов к этому, твой организм воспринимает всё это как стресс. Избавиться от него можно, только нарабатывая этот элемент на тренировках. Пытался научить этому ребят, но они всё сами знают и умеют. Больше к ним не лезу (улыбается).
— Психология пригодилась тебе в жизни?
— Обучение на парах — вряд ли. Там мы мало видим размышления профессоров. Обычно они просто цитируют мысли других людей. Без своего видения. А в жизни — да, очень. С мыслями людей можно бороться, с их поведением. Взять, к примеру, человека, который пытается надавить на тебя. Начни бить его же оружием — дави на него в ответ. Тогда узнаешь, мухлюет он или нет.
— Мне кажется, ты крутой игрок в покер.
— Да, есть такое (смеётся).
Фото из личного архива Оганеса МАРТИРОСЯНА
— Когда играл в АСБ, тебя считали одним из главных медийных игроков лиги. Согласишься?
— Не знаю, почему так раздули эту тему. Я просто никогда не отказываю в интервью. Мне нравится общаться с людьми. Репортёры, наверное, видят, что человек идёт на контакт и делают из этого вывод. Но я не против (улыбается).
— Ты и сам поработал комментатором в этом сезоне. Как это было?
— К сожалению, да (улыбается). Это был матч Студенческой лиги ВТБ между МГАФК и МГУ. Я прокомментировал две четверти матча. Думал, будет легче. Когда комментируешь, слышишь, как режиссёр говорит оператору: «Олег, дай-ка мне Печерского крупным планом!». Ты слышишь это, и тебе хочется переспросить: «Что?». А ты в эфире — нельзя. Или ещё одно. Твой напарник задаёт вопрос. На площадке стоит гул плюс пять человек рядом с тобой одновременно разговаривают. При этом ты должен держать речь. Это сложно. К этому нужно адаптироваться.
— Ну и напоследок. Кем ты видишь себя через 5 лет?
— Вижу себя таким же работающим. Хочется семью. Возможно, хотел бы видеть себя детским тренером. Но бросить всё и пойти в спортшколу тоже не готов. Как карта ляжет. Кстати, спасибо, что не задал вопрос: «Что ты спросишь у Путина, оказавшись перед ним?» (смеётся).