Мы продолжаем серию интервью со студентами, тренерами, преподавателями московских ВУЗов, посвящённую вопросам развития студенческого порта. Сегодня на наши вопросы отвечает старший тренер мини-футбольной команды Московского Авиационного Института (МАИ) Сергей Исаев.
- Сергей, поделюсь с вами своими соображениями: в этом сезоне упоминаний о мини-футбольной команде МАИ было более чем достаточно. Неуступчивая борьба в рамках МСИ, победа на московской универсиаде, первое место на региональном этапе проекта «Мини-футбол – в ВУЗы». Что ни турнир – удачное выступление. Что вы делаете со своими ребятами? Как у них на всё это хватает сил?
- Я бы еще добавил к этому перечню 3-е место в Первенстве России среди команд 1-й лиги (Зона «Москва») – лучший результат за все время нашего выступления в этом турнире, выигранный турнир в Петербурге и выход в полуфинал Кубка г. Москвы среди ЛФК. Да и в неофициальном зачете XXIV МСИ (с учетом игр МАДИ) мы РГУФК опередили. И кроме того, два наших игрока Максим Шкурин и Ринат Арифуллин в этом сезоне стали чемпионами Молодежного Чемпионата Европы по футзалу в составе сборной России, обладателями Кубка УЕФС и Кубка России по футзалу в составе ФЗК «Динамо» (Москва). Очень удачный сезон. Сложно будет такое повторить.
Причина успеха мне, в первую очередь, видится в желании ребят играть и побеждать, в их самоотдаче и дисциплине. Не случайно у нас даже с учебой игроков сборной стало значительно меньше проблем, чем было раньше. И это притом, что в МАИ спортсменам приходится учиться самим.
А вот сил у нас на все как раз и не хватило. Во Всероссийском Финале проекта «Мини-футбол – в ВУЗы» в четвертьфинале мы вели в счете, но пропустили гол за 2 секунды до конца и проиграли в серии пенальти. Точно такая же ситуация повторилась недавно в полуфинале Студенческих Игр САО г. Москвы, где мы заняли лишь 3-е место. Мне все говорят: «Не фарт. Пенальти – лотерея. Все нельзя выиграть». Но, думаю, не только в фарте дело. Не хватило концентрации в концовках этих встреч. А это говорит о физической и психологической усталости команды. Эх, если бы не эти пропущенные голы на последних секундах, мы бы могли побороться за более высокие места и в этих турнирах. Но все равно я очень благодарен ребятам за такой сезон.
- В недавнем прошлом вы – профессиональный футболист. А значит, знаете, сколько необходимо попотеть для достижения высокого результата. Своих студентов по себе меряете? Или с них спрос меньше?
- И да, и нет, наверное. Нагрузки, которые мне приходилось переносить, никак не сравнить с теми, что мы сейчас даем ребятам. Да и тренировался я каждый день, но в профессиональных командах. Там кроме нагрузок и питание, и отдых. В наших условиях, когда студенты проводят значительно больше времени в университете, а помощи спортсменам почти не оказывается, трудно совмещать учебу и спорт высокого уровня. Я понимаю это. Поэтому и даю соответствующие нагрузки. Другое дело сборы, на которые мы выезжаем ежегодно летом. Там пытаемся немного физику подтянуть.
А в плане достижений некоторые игроки МФК МАИ меня, пожалуй, уже обогнали. Остальным же я желаю это сделать.
- Во время игр вы достаточно эмоционально ведёте себя у бровки. Почему бы не тратить свои нервы и вдумчиво, без эмоций не наблюдать за происходящим? Или для Вас это сложно будет сделать?
- В команде, которой принадлежит мое сердце, мне невозможно будет спокойно наблюдать за происходящим. Будь я игрок или тренер. Я сам считаю, что играть без эмоций невозможно, и ребят настраиваю каждый раз жить игрой. Да, порой я бываю слишком не сдержан, есть такой грех. Значит, мне как тренеру, воспитывающему студентов, есть над чем работать.
- Сегодня не каждому ВУЗу под силу взяться за полноценное развитие студенческого спорта. У одних проблема с материально-технической базой, у других – нехватка квалифицированных специалистов. Как с этим обстоят дела в МАИ? Всё хорошо или без проблем тоже не обходится?
- Я не думаю, что в МАИ какие-то отличающиеся от других более-менее крупных ВУЗов условия. Где-то лучше, где-то хуже. У одних есть футбольное поле, у других спортзал соответствующий, у третьих - бассейн. Мне, скажем, повезло, что у нас есть свой зал. Но в других видах есть очень большие проблемы. Футбольного поля нормального нет, бассейна нет, у баскетболистов зала нет, волейболисты все время на выезде играют и так далее. Зато есть скалодром, тир. Что касается кадров, я ведь тоже пришел в МАИ, имея только свой личный игровой опыт. Когда понял, что этого мало, закончил в РГУФКе специальные курсы в Центре подготовки специалистов в сфере футбола при Высшей школе тренеров, получил тренерскую лицензию, а главное - знания. Но самый важный момент, на мой взгляд, это активность тренеров. Те, кто продолжает жить по старинке: дайте мне условия, тогда я, может, дам результат, сидят и ждут этих условий. Это тоже разрушает студенческий спорт. А есть люди активные, кто понял, что в нынешних условиях, если самому не бегать, не шевелиться, тебе никто ничего не сделает и на блюдце не принесет. Кто-то сам ищет турниры, где поиграть, и уговаривает ректорат дать денег, а кто-то говорит: «Зачем мне лишние турниры. Пусть лучше студенты учатся. Игры реже, а зарплаты те же» (цитата). Но и их в какой-то мере понять можно: зарплаты на кафедре физвоспитания МАИ одни из самых низких в Москве. Это очень большая проблема нашего университета. За бесплатно, как известно, люди работать не придут.
- По ходу этого сезона мне доводилось общаться с игроками и тренерами разных команд. Многие из них жаловались на отсутствие возможности для тренировок. Большинство команд игровую практику получают непосредственно во время матчей, отчего зачастую страдает результат. Есть ли у вас возможность для тренировок? Идёт ли руководство ВУЗа вам на встречу?
- Да, у нас есть такая возможность. Мы тренируемся в своем зале на Царева три раза в неделю. Когда приходит пора игр, то остается один день. Нам в отличие от других маёвских команд не приходится арендовать зал или поле, и это большой плюс. С другой стороны, в большом футболе, где я все еще выхожу на поле, ситуация такая же: притираемся друг к другу непосредственно в играх. Но повторюсь, если шевелиться, деньги в МАИ найти можно. Нашли же, например, на хоккей. Однако в целом без помощи государства здесь не обойтись. Материально-спортивная база ВУЗов ветшает на глазах. Знаю, в этом году действует программа финансирования спорта в ВУЗах. И уже летом-осенью многим ВУЗам будут выделены существенные суммы при условии, что эти деньги будут потрачены именно на развитие студенческого спорта. Будем надеяться на лучшее.
- Если бы вас попросили оценить уровень развития студенческого спорта в Москве и в России в целом, то чтобы вы в первую очередь отметили? Какие проблемы, тенденции, перспективы?
- Мне трудно судить о развитии студенческого спорта в целом, тем более во всей стране. Могу сказать, что уровень студенческого мини-футбола в Москве за последние годы значительно повысился, играет большое количество команд. Да и общероссийский уровень, судя по проекту «Мини-футбол – в ВУЗы» тоже не стоит на месте. Рад за студенческий хоккей, который после длительного перерыва возродился в столице пару лет назад. Наслышан о баскетбольных Финалах четырех, вызвавших огромный интерес у спортивной общественности Москвы и области. Но в большинстве случаев спорт в ВУЗах выживает за счет тренеров-фанатов, которых остается все меньше, и самих спортсменов. Если взять МАИ, то спорт в целом в университете скорее умирает, чем развивается. И без помощи сверху тут не обойтись. И это в Москве. Что творится в регионах и представить трудно. Хотя, надеюсь, есть среди них и благополучные. Хотелось бы, чтобы государственные чины, а следом за ними и руководители ВУЗов обратили свое внимание на проблемы студенческого спорта. В первую очередь, нужно выделить деньги на ремонт имеющейся материально-спортивной базы, строительство новых объектов и на зарплаты тренеров-преподавателей. Тогда у нашего студенческого спорта обязательно будут перспективы.
Вероника Дзвоник