Алексей Гольцов - руководитель спортивного клуба МГТУ имени Носова «Стальные сердца» (Магнитогорск). Он начал развивать спорт в вузе, будучи аспирантом. За четыре года сделал из простого университетского клуба узнаваемый бренд. Создал хоккейную сборную, привлек в студенческий спорт Николая Кулемина и нашел друга, с которым способен свернуть минимум горы. Многие говорят, что с его характером и способностями он мог бы подняться очень высоко. Но ему это не по душе. Гольцов другой. Редакция studentsport.ru в этом убедилась.
Ноябрь 1984 года. Норильск. На сорокаградусном морозе стоит семейная пара с новорожденным ребенком на руках. В больнице мест нет - домой в Кайеркан ехать сорок километров. Глава семьи пошел договариваться с водителем уазика: такси было не поймать, автобусы не ходили. В дороге семья стала замерзать - отец снял свой бушлат и отдал супруге, чтобы не простудить ребенка. Характер мальчика начал формироваться с пеленок. В начальной школе уроки делал сам, родители не помогали. Дома на стене висела устрашающая солдатская портупея. Леша знал: прилетит будь здоров. В пятом классе пошел на дзюдо, где признание пришлось зарабатывать делом. «Казахи драться не умеют - выясняют отношения борьбой», - объяснил свой выбор Гольцов. Поначалу парень был объектом издевок. Через два года в спорткомплексе прошли соревнования, где ему выпал шанс показать себя.
«В соперниках - именитый казах - местный чемпион и мажор. Пробегаюсь глазами по трибунам и вдруг вижу старшего брата. Это меня сильно встряхнуло!».
Гольцов вышел на татами и бросил оппонента на иппон - тот ничего не успел понять. Высшая оценка, досрочная победа и радость - в дзюдо он стал своим. С братом, который был на десять лет старше, общих интересов так и не нашел. В девятом классе ушел в футбол. Играл в воротах, если ловил кураж - было не пробить. В десятом - с головой ушел в учебу, а в одиннадцатом - семья решила переехать в Магнитогорск: в Казахстане начались гонения на русских.
«Мы продали улучшенную трехкомантную квартиру - этого нам хватило только на контейнер до Магнитогорска. Денег не было вообще», - вспоминает Алексей.
У родителей сохранились акции "Норильского Никеля", которые в начале нулевых выросли в цене и помогли семье купить двухкомнатную квартиру на левом берегу. Зима 2001 года: за окном другой город и плохой район, новые и правильные друзья, которые затянули Алексея в открывшуюся секцию карате. В июне закончил школу, в сентябре поступил в МГТУ имени Носова на химико-металлургический факультет.
В 19 лет его организм перестал вырабатывать меланин. Под палящим солнцем кожа стала быстро обгорать: появлялись ожоги, мучила температура. Алексей переживал: «Как так? Молодой, а девчонки не посмотрят». Он увлекся народной медициной, справился с бесами в голове и только закалил свой характер, окунувшись с головой в карате. Бывало, вместе с другом Костей ездил на тренировки в соседний поселок и замещал тренера, который пропадал на разборках, еще не отпустив бандитское прошлое. Часто опаздывали на обратный автобус и ловили попутку. Однажды шли пешком 20 километров. Гольцов говорит: «Это нормально». Как-то в зал зашел тренер и сказал, что есть шанс показать себя на России. Появился человек, который был готов профинансировать поездку в Москву, но для этого молодым каратистам надо было поучаствовать в агитационной кампании: раздавать газеты в поддержку баллотировавшегося кандидата на одном из КПП города.
«Мы замерзали от холода, но стояли с этой макулатурой до позднего вечера. Бывало, выходили с проходной, поджигали оставшиеся пачки, согревались и шли получать новую партию. Деньги дали - мы поехали в Москву!».
В Лужниках объявили: «На татами приглашается Гольцов Алексей!». Ему 20 лет, а трясет как в пятом классе. Напротив - многократный чемпион мира Тимур Гасташев, в голове лишь одна мысль: «Хоть бы выстоять эти три минуты!». Мандраж сумасшедший, бьют - он не чувствует. Три минуты прошли как мгновенье, победу отдали Гасташеву. После соревнований был выпущен диск с медиаматериалами, на обложке - фотография, на которой Гольцов блокирует удар в голову. Алексей посмотрел и улыбнулся: «Я тут неплохо получился». Несмотря на свою тягу к единоборствам, на улице драться не приходилось.
Как-то раз за стеной разбушевались наркоманы, которые оскорбили его маму. Алексей вышел поговорить и рефлекторно, с одного удара отключил дебошира, а пришедшему на помощь другу дал понять, что тот ляжет рядом.
Это была единственная стычка за пределами спортивного зала. В 2009 году произошел конфликт интересов с тренером, который отказывался воспринимать своих подопечных за взрослых людей. Он ушел из карате и сосредоточился на вузе.
На четвертом курсе Гольцов увлекся научными работами, на пятом - прошел практику. Ему стали доверять, а ставший ректором Валерий Михайлович Колокольцев позвал в аспирантуру, где Алексей решил добиться звания кандидата технических наук. В 2012 году университет получил грант на развитие студенческих объединений, а спорт в вузе развивать было некому.
- Хочешь попробовать?
- А почему нет?
Гольцов уже преподавал. Однажды на волейбольной площадке столкнулся с парнем, в котором узнал себя. Его зовут Максим Корноухов. Вместе с ним Алексей прогремит на всю студенческую Россию, их спортклуб «Стальные сердца» будут ассоциировать с шикарными видео и классной организацией. «Иначе назваться мы не могли. Это именно стальные сердца. Их два. Если вдруг уйдет один - уйдет и второй. Мы понимаем друг друга без слов: стоим на разных концах площадки, вовсю играет музыка, а Гольцов пытается до меня докричаться. Ничего не слышу, но все понимаю!», - говорит Максим. В 2013 году создали и хоккейную команду. Было дико, что в Магнитогорске не было студенческой сборной. Идея принадлежала Петру Кощееву, будущему капитану команды. «То, что он нормальный парень, я понял, когда мы вместе слушали «Лесоповал»», - улыбаясь вспоминает Гольцов.
В декабре 2014 года в МГУ имени Ломоносова состоялась комиссия по развитию студенческого спорта, где «Стальные сердца» презентовали свой хоккейный видеоролик, который сразил аудиторию наповал. Скоро пришло время делать маскота - Гольцов с Корноуховым решили сделать робота. Алексей приехал в Екатеринбург, еле нашел местную школу и женщину, которой предстояло воплотить в жизнь мысли магнитогорских энтузиастов.
«Костюмы ваши мне не нравятся, но это будет опыт и для меня, и для вас. Такого вы еще не делали», - с порога заявил Гольцов. Через два месяца на выходе получили несуразную обезьяну, поэтому пришлось привлекать креативщика со строительного факультета, который предложил взять лучшее у всех известных трансформеров и собрать воедино. Робота делали шесть месяцев - его «звездный час» настал на Суперфинале АСБ 2016 года в Санкт-Петербурге. Его признали маскотом года.
Многие мечтали стать космонавтами или спортсменами. Гольцов хотел стать прокурором или адвокатом. Его тягу к профессии отбивали друзья: «Леха, тебя бы застрелили в первый же день. Слишком принципиальный». После карате он ушел в кикбоксинг. Вел лекции, драться не мог, поэтому попробовал себя в роли организатора, проведя в Магнитогорске чемпионат и первенство России на 1100 человек. Сделали круто, а он похудел на пять килограмм. Заработал денег? Нет. Имя и внутреннюю уверенность. Для него это важно. В 2013 году женился.
С будущей супругой Ольгой познакомился на свадьбе друга, на второй день предложил встречаться, через месяц стали жить вместе. Через год родился сын Макар.
Когда подаешь ему руку, он улыбается и даёт пять. Когда видит девочек-черлидеров - бежит к ним танцевать. Отец называет его артистом, но что-то подсказывает, что свою жизнь он свяжет с единоборствами.
Егор МУХАНОВ
Фото из личного архива
Алексея ГОЛЬЦОВА