10 апреля в Кемерово состоялся турнир шести смешанных команд по хоккею с мячом. Помимо России в нём также приняли участие трое представителей Швеции – воспитанников бенди-гимназии из города Реттвик. Их наставник Микаэль Братт дал большое интервью, в котором не оставил без внимания зимнюю Универсиаду в Красноярске.

– 12 марта завершилась Универсиада в Красноярске. Не секрет, что многие участники от России являлись профессиональными спортсменами. А кто играл от Швеции? Тоже профи?

– Нет, ни в коем случае. От нас выступали обычные студенты-любители, которые занимаются хоккеем с мячом как хобби, и они просто захотели поехать на Универсиаду. Не было отбора по типу лучший из лучших. Студенческий спорт должен оставаться студенческим. Для профессионального уровня есть другие арены.

– А как в Швеции обстоит дело с хоккеем с мячом?

– У нас много школ с профессиональными тренерами, специальная, разработанная федерацией программа тренировок. В первую очередь, детей обучают основным движениям – пас наперёд, пас назад и основные передвижения на льду. Эта программа появилась у меня в 2014 году, но разработана она и того раньше. Также каждому индивидуально уделяется много времени, с каждым работаем отдельно. Развитие идёт полным ходом.

– Многие люди желают развиваться именно в этом виде спорта?

– У детей полезно спрашивать: «Хочешь когда-нибудь попасть в сборную?». Ответ, конечно, положительный. Тогда и стоит сказать, что в сборную по хоккею с шайбой шанс попасть очень мал, в то время как в хоккее с мячом шансы гораздо выше (смеётся). А вообще и без этого много людей хотят играть именно в хоккей с мячом. Кого-то отдают родители, кто-то сам приходит.

Фото: i-sports.ru

– Какая мотивация у детей в Швеции? Ради чего они занимаются спортом?

– Главное для них – получать удовольствие. Победа в их возрасте не запомнится, а вот эмоции от игры – вполне. Нужно прививать любовь к процессу, но не к результату!

– Кстати, о родителях. Они доверяют вам детей безоговорочно? Не боятся?

– У нас в стране детей в спорт отдают часто потому, что сами родители в молодости тоже занимались спортом. Не важно, каким видом. Они просто занимались – и теперь хотят, чтобы их дети тоже пошли в спорт. Поэтому о недоверии речи идти не может.

– Какое поведение у детей на тренировках? Балуются, бегают?

– Нет. Когда тебе нужно что-то рассказать детям, ты просто строишь их перед собой, и они тебя слушают. Будто какая-то лекция. Они сами понимают, что им это нужно, они хотят этим заниматься, а потому должны слушать тренера.

– На ваш взгляд, что служит катализатором успеха?

– В хоккее с мячом, как и в любом другом виде спорта, главное – терпение и целеустремлённость. Чтобы стать действительно хорошим игроком, мало таланта. Нужно упорство. Шаг за шагом, ступень за ступенью. Нельзя просто прыгнуть от начинающего до профессионала.

– Вы хотите сказать, что нужно постоянно тренироваться?

– Ни в коем случае. Нельзя всего себя отдавать тренировкам. Детям я всегда советую правильно распределять отдых, учёбу и тренировки. Своим подопечным я с первого занятия говорю, что нужно жить по схеме 30 / 30 / 40. То есть 30 % – тренировки, ещё 30 – выступление и оставшиеся 40 – отдых. Но и отдыхом нельзя увлекаться. У меня был подопечный, который длительное время не занимался, отдыхал. После того как он вернулся на лёд, у него сразу с непривычки начались проблемы с голеностопом. Так и выходит, что если где-то начать уделять времени больше, то что-то другое начнёт проседать, а такого допускать нельзя. Всегда нужен баланс в жизни.

– Какие, по-вашему, главные качества должны быть у спортсмена?

– Физика, тактика, техника – всё это само собой разумеющееся, но не самое главное. Главное тут – чтобы игрок не боялся ошибиться, учился на своих ошибках. Радовался своим достижениям. Он должен уметь распределять время, ставить перед собой правильные, реалистичные задачи – не метить в чемпионы, а играть на своём уровне, постепенно развиваясь. Хотеть побеждать здесь и сейчас, а не иллюзорно где-то в «высших лигах».

Конечно, нужно иметь амбиции и смотреть в будущее, но жить нужно сегодняшним днём. Всегда оставаться на позитиве. Ну и, конечно, он должен нести ответственность за свои поступки и решения. Задача тренера – помогать, но не давить.

– Но ведь случаются моменты, когда видишь, что человека нужно подтолкнуть на один шаг – и тогда он раскроется в полной красе. Разве не следует тренеру тогда надавить?

– Именно этот «толчок» я и считаю той самой помощью, которую должен оказывать тренер. Увидеть потенциал, объяснить игроку и надоумить его двигаться дальше.

– А по какому принципу вы распределяете позиции на поле среди детей? С какого возраста?

– Позиции дети занимают лет с двенадцати, как только выходят на большой лёд и появляется, где разгуляться. Выбирают то, что больше привлекает. Попробуют одно, другое, третье – и решат, где хотят играть.

– А что по поводу вратарей? Обычно это самая непопулярная позиция!

– Ставим на ворота тех, кто хуже всех катается (смеётся). Конечно, нет. Через ворота, как и через другие позиции, также проходят все. Тот, кому там комфортнее всех, в воротах и остаётся. Кстати, у меня есть сын, и в детстве он тоже проходил через все позиции. Играл и на воротах! Но это была просто катастрофа…

– У нас в стране не так много секций, часто приходится добираться с другого конца города. В Швеции всё по-другому?

– У наших школ есть административные автобусы. Они забирают детей из дома до школы, а затем развозят обратно. Мне рассказывали, что в России с этим сложнее, потому что нужно собирать много документов, нужны сопровождающие, и поэтому заниматься всем этим не выгодно, но в Швеции с этим всё гораздо проще.

– Раз уж мы перешли к сравнению двух стран, то скажите, пожалуйста, чем на ваш взгляд различается хоккей с мячом в России и Швеции?

– Как я уже говорил, у нас идёт устремление к получению удовольствия от игры, а в России, как мне известно, первичен результат. Ещё заметил, что в России выбирают более жёсткие тактики. У вас гораздо больше пасов в диагональ, в то время как у нас – в вертикаль. А в целом в этом виде спорта мы похожи. Нужно не искать различия, а развивать его вместе.

– Какие на данный момент вы видите пути развития хоккея с мячом?

– Тут не стоит даже гадать. Самое действенное – это присоединение хоккея с мячом к олимпийским видам спорта. Тогда к нему будет приковано больше внимания, да и появится ещё больше желающих заниматься этим видом спорта.

– Кстати, об олимпийских видах спорта. Что скажете по поводу разделения финансирования на государственном уровне?

– Конечно, в олимпийских видах спорта крутится больше денег. И это нормально: чем больше охват аудитории, тем больше финансирование. Однако нас стороной тоже не обходят. У тренеров есть оклад, у школ есть оборудование. Всё в порядке.

– И последний вопрос. Как вам в России?

– Я уже был в Иркутске в 2014 году, и мне понравилось. Сейчас мне тоже всё очень нравится. Это честь для меня – побывать в России и выступить здесь, обменявшись опытом с коллегами. Надеюсь, я побывал здесь не последний раз.

Никита ХРОМИН
Studentsport.ru