По итогам юбилейного сезона в Национальной студенческой футбольной лиге (НСФЛ) на вопросы «МК» ответил её президент Андрей Стукалов.
Фото: Дина МИХНЕВА
«Большое видится на расстоянии», — с этой меркой можно подойти ко многому, не только к литературе. И к спорту тоже. В эти дни год назад шумел и ликовал футбольный праздник под названием чемпионат мира-2018. Бурлила ставшая туристической Меккой Никольская улица в Москве, болельщики то радовались победам, то огорчались поражениям любимых команд. Но время идет, оставляя воспоминания и новую действительность, а в ней обязательно есть место для футбола.
Национальная студенческая футбольная лига, конечно, не мировое первенство, но и тут есть свои чемпионы, звёзды и аутсайдеры, взлёты и падения. НСФЛ живёт уже пять лет и именно живёт, потому что каждый сезон не бывает похож на предыдущий и обязательно преподносит сюрпризы.
Чем удивила лига в этом году, что радует и огорчает ее участников и руководителей? Светло ли будущее студенческого футбола в России? Обо всем этом «МК» побеседовал с президентом НСФЛ Андреем Стукаловым.
— Андрей Николаевич, каковы главные итоги только что завершившегося сезона НСФЛ?
— Самый главный итог, который был достаточно ожидаемым, но оттого не менее радостным для нас — Дальневосточный федеральный университет победил в Первой группе и получил право участия в Премьер-группе, элитном дивизионе наших соревнований. Теперь можно смело сказать, что Национальная студенческая футбольная лига объединяет команды от Калининграда до Владивостока и от Санкт-Петербурга до Симферополя. Мы давно ждали команду ДвФУ, и сегодня она будет представлять свой регион в Премьер-группе. Кроме этого, из относительно неожиданного — выступление Южного федерального университета, который в этом году стал чемпионом, опередив на несколько шагов многократного чемпиона Кубанский государственный университет. Таким образом, произошла смена лидера. Это тоже достаточно показательный момент: в НСФЛ есть большая конкуренция за первое место и пьедестал почёта.
Самый большой сюрприз сезона — третье место Крымского федерального университета. Команда в прошлом году боролась за выживание, чуть не вылетела в низший дивизион, а сейчас уже демонстрирует серьёзный подход. Высокое место, бронзовые призёры лиги. Команда КФУ — единственная команда, которая представляет полуостров на всероссийских соревнованиях именно по футболу. Очень важно, что на студенческом уровне нам удалось этого добиться. Вы знаете, что санкции УЕФА запрещают крымским командам играть в чемпионатах России по футболу, но по студентам мы эту нишу заняли. Вдвойне приятно, что ребята заняли почётное для себя третье место на соревнованиях всероссийского уровня. И это на фоне изоляции!
На следующий год команда ставит перед собой амбициозные задачи — стать первой или второй в турнирной таблице, а это значит, что она сможет представлять Россию на международных соревнованиях согласно регламенту. Получается достаточно интересный прецедент: как европейцы отнесутся к тому, что Крымский федеральный университет вдруг завоюет это право? По логике, они должны будут представлять нашу страну на чемпионате Европы.
— Соответствует ли уровень команды этим целям и амбициям?
— Уровень у них довольно высокий. Команду поддерживает непосредственно сам ректор. Он был на финальном турнире в Крымске. Очень серьёзную поддержку оказывает президент Крымского футбольного союза Юрий Ветоха, лично руководитель республики Сергей Аксёнов… Результаты сами по себе не приходят. Руководство республики всячески помогает, чтобы команда тренировалась и достаточно успешно выступала.
Фото: Екатерина ПАНКРАТОВА
— Этот сезон знаменательный для лиги — пятый. За годы существования турнира пройден непростой путь. Какие препятствия уже преодолены?
— Самая главная трудность, с которой постепенно удаётся справляться — это большие расстояния. Команды уже привыкли, что в течение сезона приходится часто отправляться в дальние поездки. Вначале это было сложно, а сегодня уже нормально, когда ребята ездят по всей России, представляют не только университет, но и свой регион.
За пять лет самым главным достижением, кроме преодоления препятствий, было то, что очень существенно повысился уровень футбола и организации студенческих команд. Во-первых, появилось много качественных, хороших футболистов, которые стали защищать честь своих университетов. Это важно.
Во-вторых, команды заметно прибавили в экипировке, обмундировании, подборе тренерского состава. Многие серьёзные специалисты начали возглавлять студенческие команды. Начал развиваться тренировочный процесс, подготовка к играм НСФЛ. Такие перемены не могут не радовать. Это практически полупрофессиональный уровень.
Возьмём тот же Кубанский университет, где с командой постоянно ездят несколько тренеров, врач, массажист, пресс-служба. Есть у них и своя фан-зона, болельщики. Не могу не отметить, что с каждым годом всё больше и больше студентов болеют за свои команды. Национальная студенческая футбольная лига ведёт очень качественные прямые трансляции с нескольких камер, с графикой, видеоповторами абсолютно всех матчей Премьер-группы и Первой группы. Для нас очень радостно, что игры транслируются непосредственно в вузах, тем самым огромное количество ребят имеет возможность смотреть матчи даже в актовых залах и вестибюлях вузов. Так мы не только собираем вокруг Национальной лиги большое количество болельщиков, но и выполняем социально важную задачу — популяризируем спорт, футбол, здоровый образ жизни, зажигаем новые звёзды из студентов, на которых завтра будут равняться девчонки и мальчишки.
— Хорошо бы каждому универсального иметь свой стадион. Реалистична ли, на ваш взгляд, эта идея?
— Это очень важная на сегодняшний день идея. Я говорил о ней несколько раз в утреннем эфире одного из федеральных телевизионных каналов и на страницах уважаемых печатных изданий. Хотел бы отметить важность строительства в университетах недорогих плоскостных стадионов. Стадион — это храм футбола. На нем можно развивать огромное количество разновидностей этого вида спорта, проводить всевозможные праздники.
Сегодня в России футбольный бум после проведения чемпионата мира 2018 года. Ребята хотят играть, заниматься футболом. Многие отмечают, что необходимость организации стадионов в вузах давно назрела. Но проблема остаётся. Практически ни у кого нет хорошей домашней арены. У того же КубГУ стадиону уже 15 лет, покрытие на нем практически выходит из строя — его надо менять. Очень плохое покрытие на стадионах Уральского и Тамбовского государственных университетов. То есть сами площадки есть, но их надо реконструировать, потому что покрытие на них травмоопасно для детей. Сегодня все в один голос говорим о том, что необходимо создать программу строительства стадионов в тех университетах, где есть футбольные команды.
— Нужно ли подпитывать интерес студентов к футболу, или он и без всяких стимулов традиционно популярен?
— Футбол, безусловно, пользуется просто огромной популярностью, потому что он очень доступен и прост в организации. Чтобы организовать внутривузовские соревнования нужно не так уж много функций: пара мячей, пара манишек, несколько человек организаторов и огромное количество ребят, которые в течение нескольких часов по вечерам гоняют мяч и получают настоящее удовольствие, вместо того чтобы заниматься непонятно чем.
Повторюсь, чтобы сегодня эффективно заниматься развитием и популяризацией этого вида спорта, необходимы качественные спортсооружения. Времена СССР, когда мы могли выйти, поставить два портфеля и так играть в футбол, к сожалению, прошли. Сегодня для проведения турниров нужны более качественные условия. Кроме того, важно готовить кадры, которые будут проводить эти соревнования и организовывать вокруг себя нашу молодёжь.
Фото: Дина МИХНЕВА
— Каков сегодня вектор развития студенческого футбола в России?
— В плане студенческого футбола Россия сегодня абсолютно на первом месте. Такой лиги, как в нашей стране, в мире больше нет. Даже в такой продвинутой, развитой с точки зрения университетского спорта стране, как США, нет такой лиги, как у нас.
НСФЛ — единственная в мире лига, которая имеет такую обширную географию. С сентября по май мы проводим сезонный чемпионат для огромного количества университетов. Более 150 вузов представлены в разных лигах. Это Премьер-группа, Первая группа, Второй общероссийский дивизион. Если мы еще построим достаточную инфраструктуру, на долгие-долгие годы сохраним лидерство в этой области и сможем реально подавать пример другим странам в организации своих национальных футбольных лиг.
— Масштабные замыслы, прямо стратегические… Нередко лига сотрудничает с настоящими футбольными звёздами, например, двукратным чемпионом Англии в составе «Манчестер Юнайтед», а ныне главным тренером узбекистанского «Навбахора» Андреем Канчельскисом. Планируете ли вы продолжать эту практику и задействовать еще кого-то из знаменитых игроков или тренеров?
— Это очень важная составляющая, которой мы периодически занимаемся. Кстати, сейчас на закрытии сезона был Николай Александрович Толстых, легендарная личность не только как профессиональный футболист, но и как бывший президент Российского футбольного союза. Мы обязательно приглашаем на каждый турнир какую-то звезду, ветерана. Для молодых ребят очень важно, когда за ними смотрят выдающиеся отечественные футболисты. Эта практика, безусловно, будет. Мы продолжим регулярно приглашать наших знаменитых игроков, чтобы они вдохновляли ребят, побуждали совершенствоваться дальше.
Не секрет, что каждый год из лиги десятки игроков переходят в профессиональный футбол. Для нас очень отрадно, что они приходят не только в команды ПФЛ или ФНЛ. Есть примеры, когда ребята переходили почти сразу в клубы РПЛ. Тот же Александр Шепляков, который недавно перешёл сразу в «Ахмат», минуя сразу несколько уровней профессионального футбола. Тот же Владимир Сугробов теперь в «Анжи». Ребята имеют возможность продолжать карьеру в профессиональном футболе. Присутствие ветеранов подтверждает это еще раз. Именитые игроки несут важную миссию в студенческом футболе.
— Совсем недавно было заседание Попечительского совета лиги. Что обсуждалось на нем, к каким результатам пришли делегаты?
— Заседание Попечительского совета — ежегодное мероприятие. На заседаниях обсуждаются все вопросы к руководству лиги по организации соревнований, формату, финансированию, использованию грантов. Например, обсуждалось, какие обучающие семинары можно провести. Есть и неспортивные вопросы. Проблем хватает всегда, но каждый университет хочет с помощью футбола повысить узнаваемость своего бренда на российском рынке образовательных услуг.
Фото: НСФЛ
— Андрей Николаевич, к сожалению, приходится говорить о грустном. Соболезнуем в связи утратой, постигшей вашу семью. Ваша супруга Людмила Анатольевна была не только женой, хранительницей домашнего очага, но и вашей соратницей, единомышленницей, опорой и помощницей в делах лиги...
— На самом деле мы с женой уделяли очень много внимания лиге. Лига — это наша жизнь. Мы объездили все уголки нашей страны, побывали во многих университетах. Рассказывали, популяризировали футбол. Это действительно очень большая личная утрата. Спасибо за соболезнования…
Люда очень верила в то, что у нас получится создать такую лигу, как мы задумали — красивую, мощную, как сейчас есть. Пятый сезон получился, казалось бы, смазанным, потому что с февраля по май я боролся за жизнь Людмилы, не мог уделять все внимание лиге. Но лига сама по себе уже создалась, оформилась. Она работает… Надо отдать должное ректорам: абсолютно все из них с пониманием отнеслись к моей личной трагедии. Не могу не выразить слова огромной признательности Российскому футбольному союзу, который в тяжёлый для меня момент подхватил знамя и помог нам всем вместе провести финал сезона. 2 мая были похороны, а меньше чем через месяц уже состоялся финальный турнир, который был великолепно подготовлен работниками РФС и лиги в Крымске на стадионе «Гигант». Председатель Попечительского совета Али Алханов воспринял произошедшее, как личную трагедию, личную боль, собрал Попечительский совет, который я фактически не смог бы сейчас собрать, поддержал меня, лигу. Думаю, справедливы те слова, которые были сказаны на закрытии турнира в Крымске. В память о Людмиле мы обязаны сделать лигу еще лучше, еще масштабнее. Все эти пять лет она отдавала силы, помогала, чтобы мы это сделали именно здесь, в России.