Студенческий парусный спорт в России может похвастаться большим количеством яхтсменов, имеющих в своем послужном списке медали детско-юношеских и молодежных турниров различного уровня. Но даже среди уже состоявшихся спортсменов находятся звезды студенческого парусного спорта, ярко выделяющиеся среди своих сверстников.
Фото: Елена Разина
Одной из таких спортсменок, без сомнений, является студентка Московского авиационного института (МАИ) Виктория Чижикова. В сезоне-2021 неоднократная призерка первенств страны и Всероссийской Спартакиады Чижикова уже успела принять участие в нескольких этапах Кубка Студенческой парусной лиги. В нынешнем году Виктория планирует продолжить свое выступление в Кубке СПЛ, совмещая его с участием в матч-рейсах и работой инструктором в парусной академией и, конечно же, учебой в столичном вузе.
– Виктория, вы уже девять лет в парусном спорте. Расскажите, как попали в этот спорт, с чего все началось?
– Попала совершенно случайно. Я с самого детства профессионально занималась плаванием. Потом узнала, что такое парусный спорт, и решила попробовать. Начинала в «Конаково Ривер Клаб».
– Вы являетесь призером первенства России и Всероссийской Спартакиады. Насколько уровень студенческого парусного спорта отличается от детско-юношеского? В чем принципиальные различия?
– Различия определенно есть. Если в студенческой парусной лиге многие ребята начинают с MX700 и каких-то больших крейсерских яхт, то в детских парусных школах детей сначала сажают на «Оптимисты» и только потом уже на какие-то олимпийские и взрослые классы. На швертботах лучше чувствуется лодка, на тебе крен и принятие решений. То есть ты один за все отвечаешь и лучше работаешь на маневрах с лодкой. А ребята, которые сразу приходят студентами в парусный спорт, – они уже достаточно взрослые. И, наверное, им сложно сразу и быстро понять, как лодка ведет себя в разный ветер и в определенных ситуациях.
Фото: Алексей Иванов
– В каких классах яхт сейчас выступаете, какому из них отдаете предпочтение и почему?
– Я начинала с «Оптимиста», потом немного походила на «Лазере» и сразу же села на швертботы 420 и 29er. Была как в роли шкотового, так и рулевого. Мне нравилось и там, и там, но у них есть свои особенности. На руле требуется быть ответственным, а на шкотах больше работаешь именно физически. Недавно я попробовала катамаран и мне это очень понравилось. Там другие скорости, он поднимается на один баллон, и ты как бы летишь. Сейчас гоняюсь на MX700 и Open 800, а также в матч-рейсах.
– В 2021 году вы выступили на двух этапах Кубка Студенческой парусной лиги – в Донузлаве и Геленджике. Какие впечатления оставили после себя эти регаты?
– В Донузлаве я выступала рулевым в классе MX700 в составе сборного экипажа студентов из Московского государственного университета имени Ломоносова. Мне очень понравилась атмосфера в коллективе, ребята друг с другом общаются, делятся опытом и впечатлениями. Но там были сильные волны и ветер, из-за чего некоторым было сложно на полных курсах. На катерах ездили тренеры и подсказывали тем, кому нужна была помощь. А в Геленджике я была в роли шкотового на баке. У нас был тоже сборный экипаж, в том числе спортсмены из Питера и Москвы. В общем это очень интересно – общаться и гоняться с ребятами, такая атмосфера сохраняется на всех этапах Кубка СПЛ.
– Вы сказали, что некоторым ребятам было сложно. А было ли сложно вам?
– Однажды у нас на Спартакиаде была сильная волна и ветер 40 узлов. Но я люблю ходить в сильный ветер, для меня это не составляет никаких физических трудностей. С технической стороны тоже недостатков нет. В общем да, я больше люблю сильный ветер и спокойно с ним справляюсь.
Фото: Адексей Иванов
– На скольких этапах текущего сезона Кубка СПЛ вы планируете выступить?
– Я однозначно буду принимать участие в сезоне Студенческой парусной лиги и, скорее всего, начну в августе. Но пока не могу назвать точное количество стартов, на которых выступлю. У меня не получилось поехать на прошедший этап в Санкт-Петербурге из-за матч-рейса – моих профессиональных соревнований. Но осенью-зимой планирую участвовать.
– Сколько часов в неделю вы уделяете парусному спорту и тренировкам?
– Я тренируюсь три-четыре раза в неделю со своей постоянной командой. Также я работаю инструктором в парусной академии – на «Лучах», MX700, Open 800 и детской парусной школе с «Оптимистами» и «Лучами».
– Почему при поступлении в вуз выбор пал на Московский авиационный институт, а не профильный спортивный, физкультурный?
– Я решила, что не хочу быть тренером в парусной школе и пойду в экономику. Мне интересно учиться и экономическое образование никому не помешает. Я хочу сама тренироваться и выступать на соревнованиях, но не в роли тренера, поэтому пересела на крейсерские яхты, чтоб продолжать заниматься. С прошлого сезона я начала гонять матч-рейсы и продолжаю развиваться в этом направлении.
Фото: Алексей Иванов
– Что касается спортивной карьеры и учебы в МАИ – одно другому не мешает? Насколько получается совмещать?
– Все получается, преподаватели хорошо к этому относятся, если студенты-спортсмены выступают за вуз. Они идут на встречу и проблем со сдачей сессий нет.
– Знания, полученные в МАИ, и навыки, развитые на тренировках, пригождаются как-то в парусном спорте и в жизни?
– То, что я изучаю в институте не совсем можно перенести на яхты, но в обратную сторону это очень хорошо работает – как в спорте и в учебе, так и в повседневной жизни. Любой спорт, в том числе и парусный, учит целеустремленности, режиму, способности к восприятию большого объема информации, анализу, усидчивости и коммуникабельности.
– Где и как проходит тренировочный процесс сборной МАИ по парусному спорту?
– Честно, не смогу ответить на этот вопрос, потому что я познакомилась с тренером только в этом сезоне. И если мы говорим про MX700, то у нас не было никакого тренировочного процесса. Но в целом, я так понимаю, это те же тренировки, только на «Лучах». А на них я за МАИ не гоняюсь.
Фото из личного архива Виктории Чижиковой
– Планируете продолжить спортивную карьеру после окончания университета?
– Да, я хотела бы продолжить свою спортивную карьеру и перейти в новый класс яхт, к примеру, тот же катамаран, и гоняться на крейсерских яхтах в матч-рейсах. Это направление мне понравилось, и да, я хотела бы продолжить.
Проект реализуется при финансовой поддержке Минспорта России в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни».