Портал StudentSport.ru возобновляет свою постоянную рубрику, в которой мы рассказываем о самых ярких, титулованных и интересных наставниках в студенческом спорте. И очередным ее героем стал один из самых успешных и титулованных тренеров в российском студенческом футболе – главный тренер сборной Крымского федерального университета (КФУ) Сергей Величко.
Фото: НСФЛ, vk.com/nsflrussia
За пять сезонов работы на посту наставника сборной КФУ Сергей Николаевич, трижды приводил команду к чемпионскому титулу в Национальной студенческой футбольной лиге и еще дважды становился бронзовым призером НСФЛ.
В интервью с корреспондентом портала StudentSport.ru Сергей Величко рассказал о кумирах детства, ярких особенностях студенческого футбола, собственному подходу к тренерской работе и своих задачах на посту наставника сборной КФУ.
– Сергей Николаевич, с чего начинался ваш путь в футболе и на каком его этапе вы поняли, что хотите стать профессиональным футболистом?
– Как и многие мальчишки, в детстве я играл в футбол во дворе. Недалеко от моего дома была небольшая травяная полянка, на которой мы и играли. В начальной школе я увидел объявление о наборе в детскую школу футбольного клуба «Таврия» и решил попробоваться. В то время родители не могли регулярно отвозить меня на тренировки и забирать с них, поэтому уже через неделю я добирался до места самостоятельно. Первое время тренировался три раза в неделю в свое удовольствие, а уже потом это постепенно переросло в работу, а в итоге все привело к тому, что есть сейчас.
Фото: НСФЛ, vk.com/nsflrussia
– По ходу вашей карьеры игрока и, быть может, уже в пору работы тренером были ли у вас кумиры в мировом футболе?
– В 80-е, когда я был ребенком и регулярно посещал домашние матчи «Таврии», моими кумирами были голкиперы симферопольского клуба – Виктор Юрковский, Борис Белошапка и другие. И конечно, моим главным кумиром в то время был первый номер сборной СССР Ринат Дасаев. Во-многом, моя встреча с Ринатом Файзрахмановичем и предопределила мое решение стать вратарем. Тогда мне было 10 лет и я еще играл как на позиции голкипера, так и в поле. В это время на сборы в Крым приехала сборная СССР, и она проводила товарищеский матч с «Таврией». Нам на этой встрече разрешили сесть рядом со скамейкой национальной сборной. И когда во втором тайме Дасаева заменили, он сел рядом со мной, дал мне подержать свои перчатки. После этого мой детский тренер сказал, что сам Дасаев «благославил» меня на то, чтобы я стал вратарем.
В 90-е годы мне нравилась немецкая вратарская школа – Андреас Кепке, Бодо Илльгнер. Позже понятие «кумир» исчезло, были голкиперы, за которыми я следил и пытался перенять для себя какие-то моменты их игры, – это Джанлуиджи Буффон, Эдвин ван дер Сар, Петер Шмейхель.
– В мировом футболе не так много случаев, когда голкиперы по завершению своей карьеры смогли добиться больших побед в качестве главных тренеров национальных сборных или клубов. Как считаете, почему в числе успешных тренеров не так много бывших вратарей?
– Пожалуй, соглашусь, в процентном соотношении таких случаев не так много. Но я бы не стал делать из этого какие-то выводы и, тем более, говорить о какой-то тенденции. Если мы посмотрим на тренерские штабы большинства успешных команд, практически в каждой работали или работают бывшие голкиперы, но в большинстве случаев они занимают пост тренера вратарей.
Фото: НСФЛ, vk.com/nsflrussia
– Сейчас вспомните тот момент, когда вы впервые задумались о том, чтобы перейти на тренерскую работу после окончания игровой карьеры?
– У каждого по-разному, но в основном где-то после 30-ти, когда начинаешь задумываться об окончании карьеры, приходят мысли – оставаться ли тебе в футболе, в каком статусе или кардинально сменить род деятельности. На заключительной стадии своей карьеры я пришел к тому, что хочу остаться в футболе в качестве тренера вратарей. По сути, мой переход из игровой карьеры в карьеру тренера был плавным. Я только закончил играть в полтавской «Ворскле», и мне тут же предложили должность тренера вратарей в симферопольской «Таврии». Этот переход состоялся в течение одного дня.
– Что тяжелей – играть или тренировать?
– Могу процитировать Станислава Саламовича Черчесова: мало что поменялось, так как и на тренере и на вратаре огромная ответственность за результат, и каждая их ошибка может стать роковой для команды.
– Есть ли в работе со студенческой командой преимущества в сравнении с профессиональным футболом?
– Большой плюс студенческого футбола в том, что в нем огромное количество молодых ребят, которые хотят прогрессировать, а главное – могут это делать, получая игровой опыт. Когда сборная КФУ начинала свой путь в НСФЛ, она была едва ли не единственной командой, представляющей Республику Крым на национальном уровне. И благодаря НСФЛ многие ребята получили возможность проявить себя для продолжения своих карьер в клубах российского чемпионата.
Фото: НСФЛ, vk.com/nsflrussia
– В чем специфика тренерской работы в студенческом футболе?
– Специфика в первую очередь обусловлена календарем чемпионата. Команда проводит три матча в течение трех дней, и в таких условиях на первый план зачастую выходит функциональная готовность игроков. Главной задачей тренера является правильный выбор плана на игру, в зависимости от физического состояния игроков: где-то можно сыграть от соперника, где-то попытаться навязать свой футбол, где-то по возможности поберечь силы. При таком графике очень большое значение имеет питание ребят и наличие в команде врача, который являлся бы специалистом по реабилитации. Несмотря на то, что студенческий футбол не является профессиональным, деталей в нем очень много.
– Если анализировать выступление сборной КФУ в пяти прошедших сезонах НСФЛ, вы довольны своей работой в команде?
– Очень доволен. За пять лет мы ни разу не оставались за чертой призеров, выиграли три чемпионства и добились рекордной серии побед, повторить которую в ближайшее время вряд ли кому-то удастся. Все ребята, что выступали за сборную КФУ в этих пяти сезонах, очень здорово себя проявили, и я действительно горжусь своей командой и нашей работой. Честно говоря, когда этот проект только зарождался, мы не думали, что он станет настолько успешным.
– Какой из пяти сезонов в НСФЛ был самым сложным для вас?
– Самым сложным был второй сезон, в котором мы добились своего первого чемпионства. В дебютном сезоне в НСФЛ мы знакомились с Лигой, а уже во втором ставили перед собой конкретную задачу и именно под нее комплектовали состав. Тот чемпионат был непростым. Мы здорово начали, но на каком-то этапе забуксовали, не избежали потерь игроков из-за травм и повреждений, и лишь в концовке сезона смогли вырвать чемпионство.
Фото: НСФЛ, vk.com/nsflrussia
– За пять лет в НСФЛ появились ли команды или ваши коллеги, противостояние с которыми лично для вас стало принципиальным?
– Безусловно, хочется обыгрывать сильные команды и сильных тренеров – того же Ханкеева или Герасименко и других. Каждая встреча с ними – это отдельная микродуэль, которая запоминается надолго.
– Что у вас вызывает больший интерес – работа с молодежью или опытными игроками, которые уже понимают вас с полуслова?
– Мне больше нравится работа с молодежью, потому что в ней ты видишь прогресс ребят, большое желание проявить себя. Плюс, если у молодого игрока что-то не получается, он ищет проблему в себе, а опытный игрок в таких случаях зачастую ищет проблему в тренере.
Фото: НСФЛ, vk.com/nsflrussia
– Какие еще задачи в студенческом футболе может ставить перед собой обладатель пяти медалей и трехкратный чемпион НСФЛ?
– Пока это на уровне мечты, но мне бы хотелось собрать сборную из игроков, защищавших цвета КФУ в этих пяти сезонах, и попытаться с ней достичь чего-то уже на профессиональном уровне. Но конечно, я понимаю, что сделать это очень сложно, но было бы здорово, если бы нашелся человек, который поверил бы в такой проект.
– Вы можете назвать себя тренером-максималистом?
– Я могу ставить для себя максимальные задачи, но никогда не буду давить на ребят, использовать не всегда уместную «накачку». Наверное, меня можно назвать максималистом, потому что, как и любой тренер, я всегда хочу добиваться самых высоких результатов.
– Вы болезненно переживаете поражения?
– Стараюсь все эти переживания уместить в один день и двигаться вперед. Новый день – новая история. Конечно, нужно учитывать допущенные ошибки, но не останавливаться на этом.
Фото: НСФЛ, vk.com/nsflrussia
– Вспомните, что послужило причиной в ситуации, когда вы последний раз повышали голос на своих подопечных?
– Я не так часто использую крик – будь то в раздевалке, на тренировке или в игре. Наверное, это случается в ситуациях, когда ребята начинают вести себя на поле не по-спортивному: разговаривают с судьей, получают необоснованные желтые карточки или пытаются своим поведением сконцентрировать на себе внимание. Я подобного не люблю и не приемлю.
– На данном этапе вашего пути вы довольны своей тренерской карьерой?
– На данный момент доволен. За десять лет я поработал в профессиональном клубе, в Крымском футбольном союзе, выиграл со своими командами немало титулов и наград, поэтому мне вряд ли есть на что жаловаться.