Портал StudentSport.ru продолжает знакомить вас с вузами, развивающими в своих стенах студенческий адаптивный спорт и готовящими молодых специалистов в отрасли адаптивной физической культуры, а также адаптивного инклюзивного спорта. Одним из таких образовательных учреждений является Башкирский институт физической культуры (БИФК – филиал УралГУФК).

Фото из Личного архива Регины Швец

Развитию адаптивного спорта в уфимском вузе уделяется внимание уже ни один десяток лет. С 2018 года Факультета спорта и адаптивной физической культуры БИФК в должности декана возглавила Регина Швец, которая до сих пор успешно работает на своем посту. 

В интервью StudentSport.ru декан Факультета спорта и адаптивной физической культуры Башкирского институт физической культуры рассказала о работе вуза по развитию адаптивной физической культуры и спорта в регионе, уровне востребованности специалистов в Республике Башкортостан и принципиальных различиях между инклюзивным и адаптивным спортом.

Фото из Личного архива Регины Швец

– Регина Ринатовна, расскажите, что стало толчком в развитии адаптивной физической культуры и спорта в Башкирском институте физической культуры и на вашем факультете в частности.

– Адаптивные виды спорта развиваются в нашем институте уже достаточно давно. Еще в 2009 году у нас состоялась первая Универсиада среди студентов по АФК, с которой в нашем учебном заведении началась популяризация адаптивных видов спорта: волейбола сидя, хоккея на полу, бега с лидером и других.

– Вы сами являетесь выпускницей филиала Уральского государственного университета физической культуры. На ваш взгляд, есть ли различие в принципах, которыми руководствуются абитуриенты при выборе в пользу адаптивной физической культурой для нынешней молодежи и молодежью во времена вашей студенческой жизни? 

– Различия есть. Сейчас идет активная профориентационная работа среди студентов колледжей, учеников старших классов среднеобразовательных школ, и нынешняя молодежь уже более осознанно подходит к выбору своей будущей профессии. Профориентация очень сильно помогает понять специфику своей будущей деятельности, трудности и нюансы, с которыми предстоит столкнуться в процессе обучения в вузах. Сейчас абитуриент получает представление того, что его ждет в вузе. 

Фото из Личного архива Регины Швец

– Какие направления в работе вашего факультета вы считаете наиболее важными в настоящее время.

– Последние несколько лет мы начали активно включаться в социальную и проектную деятельность: взаимодействуем с различными фондами, организациями и реабилитационными центрами. И в этот процесс включены не только сотрудники института и нашего деканата в частности, но и студенты, обучающиеся по направлению АФК. Большой плюс в том, что студенты уже начинают разрабатывать и реализовывать собственные проекты социальной направленности. Это уже нельзя назвать волонтерством – это действительно социально значимые и эффективные проекты, направленные на развитие адаптивной физической культуры и спорта.

– Расскажите подробней о наиболее значимых проектах, реализуемых вашими студентами и сотрудниками института?

– Прежде всего, это Фестиваль по адаптивной физической культуре «Начни с себя». По сути, этот проект можно назвать трансформацией  Универсиады среди студентов по АФК, о которой я уже говорила ранее. Сейчас этот фестиваль уже представляет собой мероприятие межрегионального уровня.

Еще один региональный проект, в реализации которого были активно задействованы наши студенты, – это спортивно-инклюзивный фестиваль «Начни с себя». Он направлен на взаимодействие с коррекционными школами, реабилитационными центрами. Этот проект представляет собой физкультурно-спортивный фестиваль, который наши студенты и молодые преподаватели проводят на базе специализированных школ и центров.

Сейчас на стадии разработки находятся еще ряд социальных проектов, которые мы надеемся запустить уже в ближайшее время.

Фото из Личного архива Регины Швец

– Сейчас многие профильные и не только вузы страны уделяют большое внимание развитию инклюзивного спорта. Как вы считаете, инклюзивный спорт должен все больше интегрироваться в адаптивный спорт, или их развитие должно идти параллельно друг другу?

– Думаю, это преимущественно история о параллельном развитии. Адаптивный спорт предполагает спорт высших достижений, а когда мы говорим об инклюзии, я вижу в ней несколько иную траекторию развития. В инклюзивном спорте в большей степени на первый план выходят взаимодействие, социализация, совместные процессы, расширение границ общения и других видов коммуникации. Но при этом, я не считаю, что мы должны выделять как приоритетный либо адаптивный, либо инклюзивный спорт. Их развитие важно в равной степени.

– Как считаете, инклюзивный спорт должен развиваться в том числе и через соревновательный процесс – по средствам фестивалей, турниров и других форматов соревнований?

– Для достижения конкретных спортивных результатов у нас есть адаптивный спорт. В этом плане я бы рассматривала инклюзию, как ступень к адаптивному спорту для молодых людей. Если спортсмены, которые приходят в инклюзивный спорт, со временем понимают, что хотят больше соревноваться и добиваться результатов, они могут продолжить свою карьеру в адаптивном спорте. Инклюзия предполагает массовость, приобщение к физкультурно-оздоровительной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Фото из Личного архива Регины Швец

– Как оцените нынешний уровень спортивной инфраструктуры в Башкирском институте физической культуры и возможности для занятия адаптивным спортом в вузе? С какими нозологиями работаете более плотно? 

– На сегодняшний день не так много видов адаптивного спорта, которые развиваются в вузе. Это волейбол сидя, бочча, дартс, стрельба, плавание. Хочется шагнуть еще дальше. На ближайший год у нас большие планы на развитие голбола и бадминтона для лиц с нарушение слуха, а также флорбола.

Контингент у нас не такой большой, как в головном вузе в Челябинске, поэтому среди студентов у нас преобладают лица с поражением опорно-двигательного аппарата и лица с нарушением зрения. При этом мы активно взаимодействуем практически со всеми коррекционными школами нашей республики и в рамках различных проектов ведем работу со всеми нозологиями.

Фото из Личного архива Регины Швец

– Как оцените уровень востребованности специалистов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, в частности инструкторов и тренеров, в вашем регионе? 

– В последние годы наш регион очень сильно шагнул вперед в плане развития спортивной отрасли: строится и уже введены в эксплуатацию большое количество спортивных объектов, многие из них предусматривают занятия лиц с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, востребованность специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта вырастет в разы. Уже сейчас наш вуз регулярно получает запросы от различных реабилитационных центров, коррекционных школ и коммерческих спортивных школ на специалистов, выпускаемых нашим факультетом. 

– Что бы вы посоветовали абитуриентам, которые рассматривают сейчас варианты поступления в ваш вуз и на ваш факультет, при выборе своей будущей профессии?

– Будущим студентам хочется сказать, что работа в сфере адаптивного спорта, работа с людьми с инвалидностью – это путь достаточно тяжелый и тернистый, но при этом очень вдохновляющий, и в этой работе специалист получает огромную отдачу в виде искренней благодарности от своих воспитанников, подопечных, спортсменов. Какими бы сильными духом представители адаптивного спорта не были, им все равно необходима наша помощь.