В конце апреля в Геленджике стартовал сезон-2022 Кубка Студенческой парусной лиги. Уже на первом этапе статус главного фаворита подтвердила команда Донского государственного технического университета (ДГТУ). Экипаж во главе с обладателем Кубка СПЛ-2021 Алексеем Потапенко стал победителем стартового этапа нынешнего сезона в городе-курорте.
Фото: Студенческая парусная лига
После триумфального 2021 года и яркого старта в 2022-м портал StudentSport.ru пообщался с главным триумфатором минувшего Кубка СПЛ – студентом третьего курса кафедры радиоэлектроники ДГТУ Алексеем Потапенко.
Студент ДГТУ пришел в парусный спорт десять лет назад благодаря стечению обстоятельств. На детско-юношеском уровне Алексей Потапенко неоднократно становился победителем региональных соревнований и входил в состав сборной Ростовской области на Всероссийских турнирах. В команду ДГТУ Потапенко попал уже в статусе Мастера спорта России.
– Алексей, вы являетесь действующим победителем Кубка Студенческой парусной лиги, сезон которого является достаточно длительным. Что является главным фактором для победы в сезоне – победа в гонках или грамотное распределение сил на всю дистанцию Кубка?
– В прошлом году я не принимал участие лишь в двух этапах. Во многом, именно тот фактор вкупе с тем, что практически на всех этапах я входил в число призеров, помог мне выиграть общий зачет в прошлом году. В турнирах, состоящих из нескольких десятков этапов, невозможно претендовать на итоговую победу, выиграв лишь несколько гонок несколько и пропустив при этом большое количество стартов.
Рейтинговая система Кубка СПЛ выстроена таким образом, что на каждом этапе участники получают баллы в зависимости об общего количества команд. Но при этом, приезжая на малочисленные по составу этапы, мы помогаем развивать этапы в этих городах.
– Статус действующего победителя Кубка СПЛ добавляет ответственности в нынешнем сезоне?
– Конечно, в этом сезоне я хочу доказать, что победа в минувшем Кубке СПЛ не была случайностью. Тем более, конкуренция в студенческом парусном спорте растет с каждым годом. Все эти факторы говорят только о том, что расслабляться в нынешнем сезоне нельзя ни в коем случае.
Фото: Студенческая парусная лига
– Где проходит тренировочный процесс сборной ДГТУ по парусному спорту?
– У вуза есть яхт-клуб, который находится на базе отдыха ДГТУ на Левом берегу Дона в Ростове-на-Дону. Условия, которые есть там, больше подходят для подготовки к речным этапам сезона Студенческой парусной лиги.
Кроме того, в Дивноморске, под Геленджиком у университета есть центр отдыха «Радуга», где также есть возможность для тренировок по парусному спорту. Мы выезжаем туда в среднем четыре раза за сезон – два раза летом и по разу – весной и осенью. Эта база как раз прекрасно подходит для подготовки команды в морских условиях.
– Сколько часов в неделю в среднем вы уделяете парусному спорту?
– У нас тренировки проходят в среду, субботу и воскресенье – в общей сложности, 11 часов в неделю. Но для профессионального роста этого, конечно же, мало.
В период пандемии я почти полгода не выходил на воду. Могу сказать, что такой «простой» очень сказывается и на результатах, и на собственном ощущении яхты. Яхтсмену нужно всегда быть на воде – держать себя в тонусе.
Фото: Студенческая парусная лига
– Какой класс яхт считаете для себя наиболее комфортным?
– В этом сезоне мы будем гоняться на трех классах яхт – к уже привычных по предыдущим сезонам классам «Луч» и MX-700 добавился пластиковый ял. Все три класса имеют между собой заметные различия.
«Луч» хорош тем, что это класс для одиночных гонок. Вся ответственность за результат, построение тактики на гонки, техническую оснащенность яхты лежит только на тебе. Этот класс идеален для того, чтобы новичок полностью погрузился во все аспекты парусного спорта. MX-700 – это яхта, которая позволяет новичкам в парусном спорте быстрей набираться опыта, работая в связке с более опытными напарниками.
Что касается пластикового яла, по сути, он представляет собой шлюпку с парусом. Мы уже успели его пробовать: могу сказать, что это достаточно интересный и необычный опыт. Это класс позволяет прочувствовать управление креном, парусами и рулем, поэтому в гонках на ялах, как правило, нужно учитывать множество факторов.
В прошлом и нынешнем сезонах в нашей команде уже сформировался сработанный и уже достаточно опытный экипаж, в котором никто не переживает, справится ли твой напарник со своей зоной ответственности или нет.
– Насколько ощутимо и, быть может, болезненно сказывается на работе экипажа замена в составе?
– По собственному опыту могу сказать, что замена одного члена экипажа сказывается не столь болезненно, как нескольких. В любой команде новичкам необходимо время для того, чтобы «вкатиться». В таких случаях, в первых гонках в обновленном составе идет борьба не с соперниками, а внутри экипажа. В среднем, новичкам в команде требуется восемь-десять гонок для того, чтобы полностью привыкнуть к команде, а команде – для того, чтобы полностью привыкнуть к новому члену экипажа.
Фото: Студенческая парусная лига
– Насколько тяжело совмещать обучение в вузе с достаточно плотным соревновательным графиком в Студенческой парусной лиге?
– Мне повезло с вузом. ДГТУ – тот университет, в котором ценят спортсменов и всех активных студентов. Преподаватели в большинстве случаев очень лояльно относятся к нам и практически всегда идут навстречу.
– Вы являетесь студентом технического вуза. Насколько наука и знания, которые получаете в процессе образования, могут помочь в парусном спорте?
– Парусный спорт тесно связан с многими науками, и применение знаний на практике очень важно для любого яхтсмена. Я применяю свои знания в физике, геометрии. Это позволяет в первую очередь рассчитать лучшую траекторию для прохождения гонки и правильно работать с ветром.
– По окончанию обучения в вузе планируете ли продолжить свою карьеру в парусном спорте?
– После университета я планирую сконцентрировать свое внимание на работе – по специальности или нет, будет понятно уже по окончанию обучения в ДГТУ. Парусный спорт хочу сделать частью своей жизни, но статусе профессионального спортсмена я себя не вижу. Думаю, я не брошу гоняться с друзьями на выходных или участвовать в каких-то коммерческих соревнованиях.