Фото: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Развитие студенческого адаптивного спорта имеет в нашей стране различные формы и направления. Портал StudentSport.ru уже знакомил своих читателей с тем, как строится работа по подготовке спортсменов, а также будущих тренеров и преподавателей в области адаптивной физической культуры и спорта. Очередной материал будет посвящен тому, как адаптивный спорт развивается и шагает вперед с помощью научного подхода, внедрения современных технологий и работы с людьми с нарушением здоровья специалистов в спортивной психологии.
Все эти направления уже сейчас успешно развиваются и применяются на базе кафедры физического воспитания Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана). Подробнее о них и не только порталу StudentSport.ru рассказал директор учебно-методического центра центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Баумана, доцент кафедры физического воспитания Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана), кандидат педагогических наук и член-корреспондент Российской академии медико-технологических наук Алексей Миронов.
Фото: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
– Алексей Сергеевич, расскажите, как сейчас выстроена работа по развитию адаптивной физической культуры и спорта на базе МГТУ им. Баумана?
– Во-первых, чтобы студент, поступивший в МГТУ им. Баумана смог успешно заниматься физической культурой и спортом на базе вуза, он должен в обязательном порядке получить «паспорт здоровья». Если при получении паспорта у студента выявляются какого-либо рода ограничения для занятий физической культурой и спортом, для них созданы две группы: «специально-медицинская» и «адаптивная физическая культура» (АФК), в которую попадают студенты, освобожденные от тяжелых физических нагрузок и занятий физической культурой. К занятиям АФК направлены врачами студенты 1, 2 и 3 курса, которые занимаются по специальной программе.
Студентов АФК мы разделяем по нозологиям и выделяем ребят, имеющих ограничения для занятий физической культурой по медицинским показаниям, но способных заниматься адаптивным спортом. Остальные студенты этой группы занимаются только адаптивной физической культурой.
– Какие методики и программы применяются в вузе для работы со студентами группы «адаптивная физическая культура»?
– У нас есть специальная учебная программа, разработанная сотрудниками вуза: «Физическая культура и спорт» специализация «Адаптивная физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ОВЗИ). В ней мы расписали весь порядок занятий со студентами группы на весь учебный год. Каждое занятие составлено исходя из тех требований, которые предъявляются к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе их психологическое сопровождение на занятиях АФК.
На базе физкультурно-оздоровительного факультета МГТУ им. Баумана создана лаборатория психологической поддержки студентов, где они смогут заниматься и консультироваться с психологами. Есть ребята, которые приходят к нам и на абилитацию.
Помимо теоретической части, наша программа предусматривают мониторинг здоровья студентов. В аудиториях размешены аппараты и программные средства для самоконтроля: аппараты для измерения давления и частоты сердечных сокращений, пульсоксиметр и весы. Все измеряемые параметры здоровья студента заносятся в специальный дневник самоконтроля. Таким образом, тренер-преподаватель отслеживает параметры здоровья подопечных, исходя из которых можно корректировать программу занятий на АФК.
Фото: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Кроме того, у нас есть электронная система обучения студентов группы АФК, которая носит название LMS. В ней мы прописываем задания и тестируем студентов, а также ведем учет всех занятий, в рамках которых студенты развиваются физически. Даже при наличии ограничений у студента по прошествии определенного времени мы можем наблюдать у него качественные изменения параметров здоровья и исходя из этого корректировать его нагрузки. К примеру, возьмем такой параметр, как вес. Студент измерил индекс массы тела, и он превышает норму. Это значит, что в течение следующего периода занятий мы должны сделать так, чтобы индекс массы тела у этого студента стабилизировался до уровня, доступного для занятий активным образом жизни или физической культурой.
Каждый тренер-преподаватель на нашем факультете является дипломированным психологом, прошедшим специальную переподготовку. Это уникальная система и внедрена она потому, что психологические проблемы являются очень важными для студентов с нарушениями здоровья и инвалидов: им трудно учиться, заниматься активной деятельностью в различных сферах строить отношения с друзьями. И у психолога появляется возможность оказывать поддержку таким студентам и сопровождать их на каждом занятии.
Также в нашем вузе внедрен комплекс оценочных средств – различные тесты и методики, позволяющие сделать оценку каких-то сформированных у человека навыков, развитых в ходе занятий по адаптивной физической культуре и спору.
Работой со студентами в рамках наших занятий мы не ограничиваемся. В течение восьми последних лет мы реализуем специальную физкультурно-оздоровительную и патриотическую программу, которая носит название «10000 шагов! 1000 движений!», мероприятия которой мы проводим каждое воскресенье на ВДНХ с использованием контроля параметров здоровья участников.
Фото: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
– Есть ли интерес к вашему опыту и вашей практике в этих направлениях со стороны других российских вузов?
– Ряд программ мы внедрили в вузе еще в 2007-2008 годах. Тогда мы «варились в собственном соку» и о нашем опыте никто не знал. Сейчас мы вышли на тот уровень, когда наш опыт заслуживает особого внимания и к нам стали обращаться другие вузы: Белгородский государственный технический университет, Балтийский федеральный университет имени Канта, Белгородский государственный аграрный университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого и другие. Те вузы, в которых системно ведутся занятия по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, сейчас тесно с нами сотрудничают. Мы с радостью организуем стажировки для тренеров-педагогов других вузов и стараемся передать им свои наработки и знания.
Психологи, которые работают со студентами на нашей кафедре, являются сотрудниками психологической службы, которая напрямую подчиняется Министерству науки и высшего образования России. Минобрнауки России, зная наш уникальный опыт внедрения психологов в деятельность физической культуры в вузе, со своей стороны помогает нам распространять его на другие вузы в рамках семинаров, лекций и вебинаров.
– Над какими еще нововведениями в работе по организации занятий с людьми с ограниченным здоровьем вуз работает сейчас?
– Как технический вуз, мы стараемся по максимуму цифровизировать все учебные процессы по кафедре «Физическое воспитание». Помимо всего сказанного, мы работаем над усовершенствованием процесса углубленного мониторинга функционального состояния спортсменов не только с ОВЗИ. Он позволяет проводить анализ уровня социально-психологической адаптации студента, спортивной нагрузки, психофизиологических параметров и проводить интегральную оценку организма для управления тренировочным процессом.
Также мы продолжаем работать над усовершенствованием социально-психологического тестирования, которое позволяет оценить степень проблем у студентов, связанных с психологическими факторами, и помочь разрешить их с учетом специальных тренировок и участия в наших занятиях.
Сейчас на факультете разработана система QR-кодов с персональными данными студента, которые позволяют идентифицировать его участие в других физкультурно-оздоровительных мероприятиях, которые организует кафедра. Это сделано для более точного и подробного мониторинга участия наших студентов в оздоровительных и спортивных мероприятиях, которые проводятся в вузе. Также благодаря этому мы фиксируем активность наших студентов и наиболее отличившиеся в конце семестра и учебного года получают баллы по учебной программе или грамоты и благодарности от руководства кафедры, вуза или Лиги здоровья нации, совместно с которой мы проводим дополнительные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Фото: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
– Налажено ли у кафедры взаимодействие с коллегами из ведущих физкультурных и спортивных вузов страны? В каких аспектах оно проявляется?
– Естественно, ведь без опыта ведущих вузов страны мы не смогли бы разработать свою программу. Все началось с того, что мы полностью изучили опыт Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта, все теоретические аспекты, содержащие профессиональные компетенции и базе полученных знаний выстроили свою дальнейшую работу.
Но у нас есть видимые различия в работе с ведущими профильными российскими вузами. В них в большей степени внимание уделено подготовке тренеров и преподавателей в области АФК и адаптивного спорта. Мы же занимаемся непосредственно теми студентами, которые имеют ограничения по разным нозологиям и инвалидами. Поэтому наше взаимодействие и обмен опытом сейчас обоюдны и приносят пользу всем.
– В вузе сейчас реализуется, наверное, уникальная для России программа по работе психологов со студентами с ограниченными возможностями здоровья. А насколько хорошо и отлажена в МГТУ им. Баумана выстроена работа по медицинскому сопровождению и реабилитации спортсменов и студентов, получивших тяжелые травмы или восстанавливающихся после них?
– У нас есть штатная должность – врач ЛФК, который сопровождает студентов, получивших травмы различной степени тяжести, для восстановления у них тех качеств, которые были утрачены. Но его работа ведется параллельно с психологами, которые позволяют спортсменам восстановить их психостатус в период реабилитации.
– Какие дисциплины адаптивного спорта внедрены в тренировочный процесс на вашем факультете?
– В целом, спортивная инфраструктура МГТУ им. Баумана позволяет развивать практически любой из видов спорта, представленном в широком спектре. Если говорить о тех видах спора, которыми занимаются студенты с ограниченными возможностями здоровья, их, конечно, не так много. Из основных я бы выделил настольный теннис, пулевую стрельбу, шахматы и стрельбу из лука.
Фото: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
– Какие цели и задачи на ближайшую или далекую перспективу ставит перед собой ваша кафедра?
– Мы хотим, чтобы все программы, внедренные и успешно реализуемые в адаптивной физической культуре и спорте, мы могли использовать в рамках тренировочного процесса сборных команд вуза в других видах спорта. В качестве «первой ласточки» мы уже провели подобную работу с нашей волейбольной сборной, а итоги анализа и мониторинга показали, в каких аспектах можно еще улучшить тренировочный процесс и совершенствовать функциональную готовность игроков.
Кроме того, мы хотели бы создать свою учебную программу для прохождения обучения преподавателей других вузов или повышения их квалификации, а также более тесно работать со спортивными вузами, которые внедряют на своих базах аналогичные программы. Это позволит нам своевременно корректировать и совершенствовать свою работу.
И конечно, мы хотим поддерживать связь с нашими выпускниками для того, чтобы отследить успешность внедренных нами методик после окончания обучения студентов в МГТУ имени Баумана. Этот процесс мы пока только выстраиваем, но он важен нам для оценки успешности наших методик на практике.