– Совсем недавно в павильоне Российского общества «Знание» на ВДНХ прошла стратегическая сессия «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года». Площадка, организованная Минобрнауки России при участии большого количества заинтересованных в развитии студенческого спорта ведомств и организаций, собрала достаточно широкое экспертное сообщество: ректоров и проректоров, курирующих в своих образовательных организациях физкультурную и спортивную работу, руководителей структурных подразделений, студенческих спортивных клубов, кафедр физического воспитания, институтов физической культуры, различных центров и департаментов,  а также большое количество представителей спортивных организаций – Российского студенческого спортивного союза, Ассоциации студенческих спортивных клубов России, студенческих спортивных лиг, спортивных федераций. Также в стратегической сессии приняли участие несколько региональных министров по физической культуре и спорту. 

Фото: Российское общество "Знание"

Особенно важно, что в стратегической сессии «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» приняли участие представителей направлений близких к студенческому спорту, но не напрямую связанных с ним. Это эксперты в области цифровизации, музейного дела, команда организаторов недавно прошедших в Казани «Игр будущего», представители инновационных технологических направлений развития физкультуры и спорта. Многие из них предлагали в обсуждении неожиданные для повседневного взгляда на студенческий спорт грани в его развитии.

Тема для стратегической сессии была выбрана не случайно. Это связано сразу с несколькими обстоятельствами. Во-первых, в 2024 году завершается реализация действующей межотраслевой программы развития студенческого спорта. Утвержденная в 2020 году по поручению Президента Российской Федерации эта программа объединила в себе усилия трех министерств – Минспорта России, Минобрнауки России и Минпросвещения России. Как было отмечено экспертами в ходе сессии, большинство из показателей, которые зафиксированы в программе, так или иначе либо будут реализованы до конца текущего года, либо уже являются выполненными. Так, к примеру, количество студенческих спортивных лиг уже составляет 31, при том, что в соответствии с программой к концу 2024 года планировалось создание не менее 30 Лиг.

Вторая причина выбора именно этой темы для стратегической сессии – это наличие поручения Президента Российской Федерации в адрес Правительства РФ по разработке новой программы развития студенческого спорта до 2030 года. Именно эти два факта легли в основу обсуждений на стратегической сессии с целью не столько сфокусироваться на текущих показателях или же проблемах, которые в студенческом спорте все равно остаются, сколько на их решении и приоритетах развития российского студенческого спорта. Из-за этого данное мероприятие было решено провести в формате стратегической сессии. И это позволило посмотреть на существующие тренды развития в студенческом спорте на общероссийском уровне с учетом международных реалий, а также на внутриуниверситетском уровне. Дискуссия происходила прежде всего вокруг образовательных организаций высшего образования и того, как в рамках них сегодня развивается физкультурная и спортивная работа со студентами. На этой стратегической сессии не уделялось внимание колледжам и техникумам, для которых подобное мероприятие также было бы неплохо организовать и провести отдельно.

Фокус на приоритетах позволял также посмотреть и на существующие заделы, которые уже реализованы. И надо отметить, что большое количество этих заделов были реализованы за последние несколько лет. Среди них и система студенческих спортивных клубов, и усиление статуса дисциплины «Физическая культура и спорт» в учебном процессе в университетах, и развитие сети соревнований для студентов, и увеличение числа студенческих спортивных лиг, которые эти соревнования проводят, и увеличение количества деловых, образовательных и научных мероприятий в сфере студенческого спорта и многое другое. Все это является теми заделами, на базе которых в существующих трендах можно планировать позитивный образ будущего для студенческого спорта на 2030 год. Преследуя в том числе и эту цель, участниками стратегической сессии эти приоритеты были определены по нескольким направлениям.

Фото: Российское общество "Знание"

Конечно же, первоочередной является сама система организации студенческого спорта. Это и система развития физкультурной  и спортивной работы в стенах университета, и система проведения соревнований, в которых студенты принимают участие за пределами своего университета, и различные спортивные и образовательные связи, которые сегодня есть в общем студенческом спортивном пространстве нашей страны. Второе – это аспекты, связанные с ролью физической культуры и спорта и спортивной работы в целом в решении для университета различных важных текущих задач, таких как: начальная военная подготовка, инклюзивная деятельность, развитие работы психологических служб, безопасность жизнедеятельности студентов, а также аспекты, связанные с воспитательной работой, молодежной политикой и многие другие направления, которыми сегодня занимаются университеты. И важнейшим аспектом в обсуждении в ходе стратегической сессии стали социальные эффекты студенческого спорта и те методы, которые могут измерять эту эффективность. Получилось обсудить различные подходы к тому, что может быть сегодня социальным эффектом – начиная от лежащих в основе образования таких вопросов, как формирование компетентного специалиста на рынке труда, формирование гармоничной личности и прикладность физической культуры и спорта для будущей профессии и жизни, так и такие понятия и принципы, как чувство долга, любовь к Родине, патриотизм и многие другие важные аспекты, имеющие ценность для любого выпускника и формирующиеся через физическую культуру и спорт во время учебы. 

Вопрос измерения этих эффектов является очень важным, и участниками сессии была обсуждена необходимость расширения области различных научных исследований, прежде всего социологических, которые будут показывать эффективность внедрения различных подходов в организацию физкультурной и спортивной работы, различных технологических решений для измерения эффективности этой деятельности. И именно это является очень важным, так как «красной нитью» через все обсуждение прошла мысль о том, что в программе развития студенческого спорта до 2030 года нашими общими целью и задачей должен стать переход от количества к качеству. 

Надо признаться, что количественный показатель за последние годы развития студенческого спорта существенно увеличились, но качественные характеристики еще требуют своего развития и самое главного, качественного измерения. Сегодня всем, а прежде всего студентам, недостаточно просто физической культуры или спорта какого-либо уровня. Необходимо, чтобы для студента в его учебном процессе были тот студенческий спорт и та физическая культура, которые будут формировать в нем ту самую гармонично развитую личность, конкурентоспособного профессионала на рынке труда и человека, любящего свою Родину, свой город и, конечно, тот вид спорта, благодаря которому он, выходя из стен образовательной организации, получает путевку в жизнь. Именно эти социальные эффекты студенческого спорта легли во главу угла при обсуждении на площадке Минобрнауки России. И то, что это получилось обсудить со всеми заинтересованными организациями и при участии Минспорта России, является большим успехом. Результаты обсуждения, полученные по итогам стратегической сессии, лягут в основу предложений Минобрнауки России для межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2030 года.