Действующие чемпионки Москвы – сборная МЭИ – не сумели пробиться в раунд плей-офф, заняв в своей группе третье место. Про итоги турнира, а также про совмещение студенческого и профессионального спорта нам рассказал главный тренер команды Петр Королев.
Фото: Дина МИХНЕВА
– Начали турнир победой над ДГУ, затем два сухих поражения. Чем объясните их?
– Тем, что другие команды готовятся к одному турниру, а мы играем турнир длиной в 30 матчей. Уже на этой неделе была одна игра, в конце недели – другая. Физически не вывозим такое количество игр. Спортсменки же профессиональные, находимся в физической яме, поэтому играем плохо. Проигрываем командам, которые хорошо готовы. Если бы мы были в нормальном состоянии, мы бы и у ТГУ, и у МПГУ выиграли. Собственно, что и показывает чемпионат Москвы, где мы их обыграли 3:0. Но это спорт.
– Сами ваши девочки говорили, что с такой игрой в плей-офф делать нечего. Согласны с ними?
– Нам надо собираться и готовиться к следующим играм. На следующей неделе игра с РГУФКСМиТ. У нас в Москве три команды равного уровня, и это будет одна из определяющих встреч, с кем будем играть в «Финале четырех». Поэтому я бы вместо того, чтобы играть в плей-аут, готовился к игре с РГУФК, дал бы девчонкам восстановиться.
– Мотивации продолжать играть на Кубке СВА уже нет?
– Оставшиеся игры к Кубку СВА можно рассмотреть как этап подготовки к Москве. Мы – чемпионы Москвы, выиграть турнир СВА уже не сможем. Значит, надо извлечь из него максимальную пользу – либо дать молодежи шанс, либо что-то наиграть с командой.
– Ширина скамейки позволяет выставить резервный состав?
– Нет, потому что в том году у нас закончили играть шесть КМС-ниц. Было 12 равных человек, мы имели возможность ротировать состав. Пока, кроме шести человек и одного выпускника, команду усилить некем. У нас 6 человек плюс 2 играющих либеро. Остальные девчонки хорошие, перспективные, но эта перспектива не этого года. С ними надо работать.
Фото: Дина МИХНЕВА
– После последней игры вы долго общались с девочками. Был разбор полетов?
– Я считаю, что в данном случае это вопрос эмоций. Если кончаются силы, нужно пытаться разбудить себя эмоциями и найти в себе скрытые резервы. Девчонки играли так же, как они играют чемпионат Москвы. Мы привыкли, что мы все равно в любом случае всех переставим за счет того, что много тренируемся. А сейчас ситуация обратная. Команды тренируются не меньше, чем мы, еще это и лучшие команды России. В данном случае мы оказались неконкурентоспособными.
– Вы известны как очень импульсивный тренер. В женском волейболе эмоции берут верх над рационализмом?
– Все разумные советы, которые можно дать мальчикам, – «Скинь сюда», «Отдай тому» – с девочками очень часто не работают. Парни воспринимают их системно, а девушек надо эмоционально пытаться зарядить. У меня на этих соревнованиях не получается этого сделать, значит что-то делаю не так.
Фото: teamrussia.pro
– Сейчас вы тренируете пару по пляжному волейболу Семенов/Лешуков. Ребята стали призерами Европы именно под вашим руководством?
– Да. Я старший тренер центра спортивной подготовки №6, в котором три ТОП-команды России, которые играют, в том числе, и Мировой тур. Сейчас одна из этих команд призвана в национальную сборную и под руководством главного тренера уже готовится к Олимпийским играм.
– Совмещать работу в профессиональном спорте и студенческом тяжело?
– Любое совмещение тяжело, просто основные мероприятия в пляжном волейболе проходят летом. Мы делаем график таким образом, что я могу совмещать зимой тренировки на песке в крытых залах, а летом, когда у нас выезды, у студентов идут сессии. В зимний период в «пляжке» два месяца отпуска, когда я могу спокойно работать со студентами.
– То есть зимой вы делаете акцент на студентах, а летом – на профи?
– Соревновательные фазы у них не совпадают, а тренировочный процесс можно всегда совмещать. Как показывает практика, такое совмещение имеет какую-то целесообразность. Несколько девочек, которые на контракте в центре спортивной подготовки, учатся у меня в институте.
Фото: Дина МИХНЕВА
– Кого-то продвигаете из студенток?
– Продвинуть сложно кого-то. К нам обычно приходят девочки 19-ти лет, которые, как правило, приезжают уже поступать. Они знают, что у нас хорошая база для подготовки. У нас есть тренажерный зал, бассейн, руководство с пониманием относится к учебе. Помогаем что-то перенести, предоставить индивидуальный план. Студенты могут и более-менее профессионально заниматься спортом, и получить качественное образование.
– Будучи тренером-профессионалом, почему не оставляете студенческий спорт?
– Во-первых, потому что я выпускник МЭИ. Во-вторых, потому что это действительно хорошая база для получения тренерского опыта и каких-то методик. Что пляжный, что классический волейбол – они сейчас достаточно схожи. Методики по совершенствованию приема, например, подходят для обеих дисциплин. Это апробация разных методик. Какие-то я с «пляжки» переношу на «классику», какие-то наоборот. Это возможность действительно расти как тренер.
– Какая ваша главная задача в студенческом спорте?
– Была задача выиграть чемпионат Москвы. В этом году задача минимум – это попасть на Универсиаду, то есть занять 1-2 места. А потом и выиграть Универсиаду. Другой вопрос, как мы будем выигрывать Универсиаду с такой игрой? Это большой вопрос.
Основной принцип – надо с каждой командой достигнуть максимального результата, на который она способна. Я мог бы быть гордым командой, которая играла бы в пятой лиге Москвы, если они играют на своем максимуме. У девочек, которые играют сейчас, хороший потенциал. При своем нормальном волейболе мы могли бы быть здесь в тройке, пока у профессионалов идет свой сезон. В рамках борьбы студенты против студентов мы вполне конкурентоспособны. Но не с таким уровнем игры, к сожалению.