Портал StudentSport.ru продолжает рассказывать об адаптивной физической культуре и спорте и их развитии в студенческой среде нашей страны. Мы уже познакомили вас с рядом российских вузов и руководителей профильных факультетов, институтов и кафедр, с которыми ассоциируется понятие «развитие адаптивной физической культуры» в различных регионах. 

На очереди Краснодарский край и один из главных спортивных вузов страны – Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), и в частности, факультет адаптивной и оздоровительной физической культуры краснодарского вуза. 

В интервью StudentSport декан факультета Татьяна Пономарева рассказала об основных направлениях в его работе, целях и задачах факультета, а также об основных преимущества работы в сфере адаптивной физической культуры.

Фото: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

– Татьяна Васильевна, расскажите, как к вам пришло решение посвятить свою карьеру развитию адаптивной физической культуры и спорта?

– Я являюсь выпускником данного направления в КГУФКСТ и уже со времен студенчества приняла решение о том, что продолжу свою карьеру в выбранной профессии. Когда я обучалась в вузе, у нас был достаточно жесткий обзор в плане образовательной деятельности, и в итоге из 28 поступивших человек выпустились 11. При этом все эти 11 человек остались преданны своей профессии и сейчас работают в сфере адаптивной физической культуры или физической реабилитации. У нас были и есть прекрасные учителя, которые привили нам любовь к профессии и посвятили во все ее тонкости.

По завершению обучения я приняла решение остаться в стенах вуза, защитила кандидатскую диссертацию, после чего перевелась на кафедру адаптивной физической культуры, а уже последние семь лет работаю в должности декана факультета адаптивной и оздоровительной физической культуры.

– Какие основные направления в работе вашего факультета можете выделить сейчас? И есть ли предпосылки того, что в ближайшем времени факультет будет расширять сферу собственной деятельности? 

– Не могу сказать о предпосылках, но есть большое желание. К сожалению, сейчас мы испытываем очень большой кадровый голод в части инструкторов по адаптивной физической культуре. Если ранее было не совсем понятен функционал этих специалистов. В основном приветствовались такие направления, как реабилитация, лечебная физическая культура и массаж, поэтому сейчас наших специалистов в области адаптивной физической культуры не хватает. Поэтому есть мысли ввести дополнительный профиль. В части подготовки инструкторов по адаптивной физической культуре мы будем набирать обороты и расширяться.

Что касается основных направлений в текущей работе нашего факультета, то, прежде всего, это, конечно, качественная образовательная деятельность. Параллельно мы сотрудничаем с региональным Центром спортивной подготовки по адаптивным видам спорта. Практически во всех его мероприятиях мы принимаем участие, преимущественно в качестве волонтеров. В ближайших планах хотим присваивать нашим студентам судейские категории для работы на турнирах различного уровня. Постепенно смещаем акцент в работе на адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт.

Фото: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

– Принимает ли участие вуз и ваш факультет в процессах подготовки спортсменов, представляющих Краснодарский край в адаптивных видах спорта?

– Да, мы сопровождаем их на разных этапах спортивной карьеры. Если это студенты нашего вуза, мы помогаем им совмещать обучение в университете с тренировочным процессом. Естественно, в таких условиях нужно создать ребятам максимально гибкий график, чтобы они не теряли ни в процессе своей спортивной карьеры, ни в получении образования в вузе.

– Есть ли у нынешнего поколения студентов вашего факультета желание после получения диплома о высшем образовании продолжать обучение в аспирантуре и, быть может, посвятить себя науке в сфере адаптивной физической культуры? 

– Большинство наших выпускников хотят сначала попробовать себя в профессии. Решение продолжать обучение к ним приходит, когда они состоялись, как специалисты.

Фото: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

– Как проходит практика студентов КГУФКСТ на различных курсах?

– Практика у нас есть на всех курсах обучения. На первом она носит ознакомительный характер: здесь мы сделали все, чтобы на первом курсе у ребят сложилось видение своей профессии, поэтому организовали практику таким образом, чтобы студенты в рамках нее посещали все учреждения, которые работают в нашей сфере. Следом идет педагогическая практика, которую студенты проходят в коррекционных учреждениях различного нозологического профиля. Далее практика профессиональных умений и опыта, которая носит профильный характер и чаще всего проходит в реабилитационных центрах.

– Наверняка случается, когда люди, поступая на ваш факультет, либо не понимали специфику своей будущей профессии, либо быстро разочаровывались в ней. Насколько велик процент таких студентов среди первокурсников?

– Конечно, есть те, кто уходит по собственному желанию или переводится в другие образовательные учреждения. Причины бывают разные, но самая распространенная – это то, что студент не смог принят себя в этой профессии. Есть достаточно значимые отклонения в состоянии здоровья, которые окружающие люди не могут для себя принять. Бывает и так, что у студентов в процессе обучения появляются другие жизненные интересы и новое видение на свое будущее.

Фото: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

– Насколько у вашего факультета налажено взаимодействие с коллегами из других вузов и как это взаимодействие проходит сейчас?

– В первую очередь, взаимодействие со всеми нашими коллегами осуществляется через наше Федеральное учебно-методическое объединение. В части образовательного процесса мы плотно взаимодействуем с Национальным государственным университетом физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта и лично с Сергеем Петровичем Евсеевым. В части создания образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья нам помогают наши ресурсные центры – Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Южный федеральный университет. Что касается взаимодействия наших студентов и привлечения их в адаптивный спорт, здесь я выделила бы Башкирский институт физической культуры, который регулярно проводит фестиваль по адаптивной физической культуре, и Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Можно сказать, что все это наши основные друзья, коллеги и партнеры. 

– Если рассматривать последние пять лет, можно ли говорить о каком-то значимом изменении интереса со стороны молодого поколения к профессиям в сфере адаптивной физической культуры и спорта на примере вашего вуза?   

– Сложно сказать однозначно. К примеру, интерес к направлению физической реабилитации был всегда. Если говорить об адаптивной физической культуре, то интерес только начал возрастать. В первую очередь, его уровень обусловлен наличием и количеством работодателей, которые могут предоставить нашим выпускникам рабочие места по окончанию обучения. Сейчас абитуриенты при поступлении не всегда понимают твердо, где они могут быть трудоустроены после получения диплома по нашим специальностям.

Фото: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

– Какие цели и задачи вы ставите перед собой и факультетом на ближайшие годы?

– Первостепенная задача не меняется – организация и поддержание уровня качественного образовательного процесса. Кроме того, мы должны уделять внимание к привлечению наших студентов к различным мероприятиям, которые будут способствовать развитию их профессиональных навыков за пределами нашего вуза: сопровождение мероприятий, судейство и другие.

– Есть ли определенные человеческие качества, которые могут свидетельствовать о том, что студент или абитуриент при их наличие будет успешен в выбранной профессии в области адаптивной физической культуры и спорта?

– В первую очередь, это коммуникабельность и доброжелательность, потому как специалист в данной сфере должен расположить к себе человека, с которым он работает, будь то ребенка или взрослого. Специалисты должны обладать высоким уровнем ответственности, понимать свои функции и задачи функции и осознавать главный принцип своей работы – не навредить своему подопечному. Также очень важным качеством является терпение: специалисты могут очень долго заниматься, к примеры, коррекцией какого-то двигательного акта, и не всегда этот процесс бывает простым или идет по плану.

Фото: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

В чем вы лично видите преимущества в работе в сфере адаптивной физической культуры?

– Могу говорить о себе. Самое важное – это та эмоциональная отдача, которую получает специалист в процессе своей деятельности от своих подопечных. Отдача в глазах детей и их родителей и их благодарность – это, действительно, непередаваемые эмоции.